Нынешним летом, как снег на голову, случился богатый урожай хлеба. Обилие зерна обвалило цены, и крестьяне решили припрятать хлебушек до лучших времен.
Отрасль требует регулирования, и в четверг на совещании у премьера Михаила Касьянова эта тема была основной. Вышедший после совещания вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев был напряжен и комментировал происходившее в кабинете премьера весьма сдержанно.
Совещание было закрытым для прессы. Журналисты ждали правительственных чиновников больше часа. Когда появился министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, представители прессы оживились, но, как оказалось, зря — тот прошел мимо. Пополз шепоток: "Что, совсем ничего не скажет?" Минут через пять г-н Гордеев с озабоченным видом к прессе все-таки подошел: "Много вопросов не надо, я сейчас скажу, что решили, и все". Решение, в общем-то, было принято неконкретное — поручить Минсельхозу, Минфину и Минэкономразвития выработать механизмы по стабилизации рынка зерна. В чем механизмы будут заключаться, министр не сказал и минут через пять ушел насовсем — он торопился в Липецк, на обсуждение ситуации по уборке свеклы.
О точной дате, когда должны быть разработаны меры по стабилизации рынка зерна, глава Минсельхоза тоже не сказал, однако известно, что 19 сентября пройдет заседание Госсовета по зерну.
Госдеятели обеспокоены большим урожаем, низкими внутренними ценами, трудностями с экспортом зерна. От доброго урожая (около 85 млн тонн) всем только худо: зерновые цены на внутреннем рынке упали катастрофически — тонна продовольственной пшеницы III класса сегодня стоит 1700-1900 рублей (2500 рублей в прошлом году).
Спасти ситуацию, по мнению Алексея Гордеева, может интервенция. Государство выкупит 6-7 млн тонн продовольственной пшеницы III класса. "Интервенцию мы проведем в октябре, — успел сообщить журналистам Алексей Гордеев, — по 2300-2500 руб. за тонну".
Первоначально Минсельхоз ратовал за то, чтобы выложить 5 млрд рублей на интервенции. Сейчас эта сумма увеличилась почти до 15 млрд. На этом настаивали некоторые губернаторы. Но те, кто ближе к кошельку, — зерновые трейдеры — говорят, что и эта сумма ничего не изменит. "Для стабилизации цены на зерно обем интервенций должен составлять не менее 10 млн тонн", — заявили "Известиям" в "Русагро". Важно и то, по какой номенклатуре будут проводиться интервенции. "В структуре урожая двух последних лет очень мало сильной пшеницы, всего 8 млн тонн III класса, — говорят в "Русагро". — Закупочные интервенции нужно проводить по четвертому классу, фуражной пшенице и третьему классу в следующем процентном соотношении: 50%, 30% и 20% соответственно". А как считает руководитель международного сектора группы "Разгуляй-зерно" Владимир Морозов, больший эффект от интервенций будет тогда, когда они будут проводиться несколько раз в год, а не единожды.
Другой вариант стабилизации зернового рынка — экспорт. Алексей Гордеев отметил, что "сейчас он у нас не развит". Что нужно сделать, чтобы он развивался, министр не сказал. По мнению Владимира Морозова из "Разгуляй-зерно", потенциальный экспорт — 15 млн тонн, но технические возможности портов позволяют вывезти только 5-7 млн. "Государству необходимо поучаствовать в строительстве портов", — отметил г-н Морозов.
Есть еще экспортный вариант. Сейчас нашим зерном может заинтересоваться крупнейший в мире союз немецких кооперативов — Deutscher Raiffeisenverband, который намерен скупить 1 млн тонн. Однако пока в Минсельхозе ничего не говорят, будут ли они хоть как-то поддерживать немецкие интересы.


