ООН признается, что не может справиться с голодом на планете.

Вторник, 20 октября 2009, 18:28

В среду генеральный директор Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) Жак Диуф сделал пессимистическое заявление, что "к 2015 году число голодающих едва ли удастся сократить вдвое, как планировало сообщество наций". "Если мы будем продвигаться нынешними темпами, — сказал он, — то, возможно, достигнем цели только к 2150 году". В этом году Россия, которая еще недавно обращалась к международным организациям с мольбами о продовольственной поддержке и по-прежнему получает гуманитарные грузы для Чечни, может присоединиться к числу доноров беднейших государств. Урожай зерновых это позволяет.

Вице-премьер, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев и исполнительный директор Всемирной продовольственной программы (ВПП — структура ООН) Джеймс Моррис договорились 9 октября о том, что Россия будет помогать голодающим. Для этого решено передать ВПП 30 тысяч тонн пшеницы. Вместе с зерном ВПП хотела бы получить деньги на так называемые дополнительные расходы, связанные с транспортировкой гуманитарной помощи.

Как сообщил "Известиям" координатор по чрезвычайным вопросам ВПП в России Корюн Алавердян, первоначально России было предложено поставлять зерно в страны Южноафриканского региона. Но с российской точки зрения расходы на доставку будут слишком высоки. Поэтому ООН предлагает России помочь Северной Корее и Афганистану, а кроме того, не исключено, что наш бюджет не станет брать на себя расходы по доставке. ВПП против этого возражает.

По словам г-на Алавердяна, Россия продемонстрировала большую заинтересованность в поставках гуманитарной помощи именно в Корею и Афганистан. Во всяком случае, денег на доставку зерна в эти страны нужно меньше. Пока Россия думает. "Это зерно за нами зарезервировано, — говорит г-н Алавердян. — За несколько недель российская сторона должна определиться".

В Министерстве сельского хозяйства никто не смог ответить "Известиям", как и куда будут поставляться 30 тысяч тонн пшеницы…

В 1996 году на своем саммите в Риме Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) утвердила амбициозный план, который теперь, видимо, придется пересматривать. Под лозунгом "Каждый человек имеет право на пищу" ооновские чиновники, сомкнув ряды, двинулись на борьбу с голодом. Предварительно было подсчитано: чтобы число голодных (а таких сейчас в мире 840 миллионов) уменьшилось к 2015 году вдвое, мировому сообществу следует ежегодно инвестировать в экономику развивающихся стран минимум 24 миллиарда долларов. Это в теории. А в реальности у ООН не хватает денег, что многократно признавали и Жак Диуф, и Генеральный секретарь Кофи Аннан. В результате "число людей, находящихся на грани истощения", ежегодно сокращается лишь на шесть миллионов.

Каждые три с половиной секунды от голода на планете умирает человек, каждый день — 25 тысяч. Совсем плохо обстоят дела в Афганистане и Северной Корее, в таких странах Африки, как Лесото, Малави, Мозамбик, Свазиленд, Замбия, Зимбабве.

Голод — это не только проблема нехватки продовольствия. В мире нет дефицита продуктов питания, заметил однажды Кофи Аннан. Но это если брать мир в целом. Если же сравнивать одно государство с другим, видно, насколько разителен контраст. В то время как одни страны производят больше продуктов, чем им требуется, другие не могут накормить сограждан. Кроме того, ООН не контролирует в полной мере оказание гуманитарной помощи, часто даже не знает, кто и куда ее везет.

По мнению Евгении Серовой, президента центра "Агропродовольственная экономика" Института экономики переходного периода, гуманитарная помощь в ее нынешнем виде — это часто голая выгода, метод конкурентной борьбы, к которому прибегают многие государства планеты. Например, Соединенные Штаты и Западная Европа "сбрасывают" третьему миру свои продовольственные запасы (хранение которых стоит немалых денег) и тем самым поднимают цены у себя, одновременно снижая их на аграрных рынках развивающихся стран.

Что касается России, она сейчас, как сообщила "Известиям" пресс-секретарь Европейской комиссии Сильвия Коуфер, не нуждается в гуманитарной помощи — кроме республик Северного Кавказа. Чечне, Ингушетии и Дагестану недавно было выделено от ЕС 90 миллионов евро. На долю Чечни придется 20,5 миллиона евро, отметил вчера Пол Нилсон, уполномоченный ЕС по вопросам гуманитарной помощи. Деньги, которые пойдут на закупку продовольствия, медикаментов, одежды, палаток, теплых вещей, должны поступить через месяц-два. Все это будет распространяться бесплатно через независимые общественные организации, с которыми сотрудничает Еврокомиссия. "С первых дней конфликта жителям Чечни пришлось переносить ужасные тяготы, многие стали беженцами, — сказал Пол Нилсон. — Помочь им — наш святой долг".

На Северный Кавказ поступает и продовольственная помощь от ООН, оцениваемая в 16 миллионов долларов. По словам Корюна Алавердяна из ВПП, на сегодня это единственная программа ООН в России. Поставки идут в Ингушетию и Чечню. Адресную помощь — лично в руки — бесплатно получают 300 тысяч человек. Из них 110 тысяч — это временно перемещенные лица из Чечни в Ингушетию. Остальные — непосредственно в Чечне. 45 тысяч чеченских школьников 1-4-го классов получают горячее питание. Совсем недавно утверждена программа оказания помощи на 2003 год. Она сохраняется примерно в том же обеме, что и в текущем году, — это свыше 34 тысяч тонн в год. Кстати, почти в тех же обемах Россия сама оказывает гуманитарную помощь иностранным государствам, отправляя за рубеж около 30 тысяч тонн продовольствия.

 
Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля