Малые и крупные аграрные производители заплатят в бюджет по-разному. Как стало известно "Ведомостям", правительство собирается радикально изменить единый сельхозналог.
Платить его нужно будет не с гектара земли, а с разницы между доходами и расходами. Крупные агрофирмы не смогут воспользоваться "упрощенкой", зато получат внушительные льготы по налогу на прибыль.
Глава НК о едином сельхозналоге действует с 1 января 2002 г. Он заменяет собой все налоги, кроме НДС, акцизов, налога на покупку иностранных денежных знаков, госпошлины, таможенной пошлины, налога на имущество физлиц, налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и лицензионных сборов. Вводить обязательный для участников рынка налог должны регионы, но, кроме Алтайского и Краснодарского краев, никто этого не сделал. Причина — в многочисленных концептуальных недостатках новой главы НК.
Как сообщил "Ведомостям" депутат Госдумы и глава наблюдательного совета агрофирмы "Белая Дача" Виктор Семенов, на последнем совещании у вице-премьера Алексея Гордеева члены рабочей группы решили концептуально переписать главу НК о сельхозналоге. Представители всех заинтересованных ведомств согласились взять за основу предложения Минэкономразвития, по которым налог платится не с гектара земли, а с прибыли (предположительно по ставке 6,5% ). Перечислять его в бюджет нужно будет раз в год, а не в квартал. По словам автора идеи, руководителя департамента налоговой политики Минэкономразвития Михаила Орлова, воспользоваться упрощенной системой смогут предприятия, получающие от реализации сельхозпродукции не менее 70% выручки, а переход на новый налог будет добровольным. Те компании, которые не захотят или не смогут им воспользоваться, будут работать по общим правилам, но при этом получат существенные льготы по налогу на прибыль, поясняет Семенов. По его словам, рабочая группа договорилась установить налоговую ставку на минимальном уровне (предположительно 5% ), чтобы плавно повышать ее со временем. "Сегодня сельхозпроизводители не готовы платить 24% , и воспитывать их нужно постепенно", — говорит Орлов.
Кстати, начиная с III квартала этого года птицефабрики, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы и прочие сельхозпроизводители "индустриального типа" уже столкнулись с необходимостью заплатить налог на прибыль, от которого они всегда были освобождены. В переходных положениях НК говорится, что льгота сохраняется вплоть до введения регионами единого сельхозналога. Но сельхозпроизводители "индустриального типа", список которых, по идее, утверждают региональные законодатели, обязаны платить налог с 1 января 2002 г. Списки, как и сам сельхозналог, узаконены к настоящему времени лишь в Краснодарском и Алтайском краях, но инспекции стали требовать налог повсеместно.
"Это кошмарная история", — говорит Семенов. В отличие от крупных промышленных предприятий сельхозпроизводители никогда не пытались занизить прибыль — например, при помощи переоценки основных фондов, уверяет он. По его словам, агрофирмам было выгодно показывать прибыль, ведь это помогало привлекать кредиты. Теперь селяне оказались заложниками собственной честности. "Село в одночасье поставили в жесточайшие налоговые условия", — говорит Семенов. По словам Константина Комкова, пресс-секретаря "Агрохолдинга" (одна из крупнейших птицеводческих компаний России) , входящие в компанию птицефабрики в Чувашии, Тульской и Пензенской областях столкнулись с аналогичной проблемой. Правда, юристы компании смогли убедить региональных налоговиков в том, что, поскольку перечни сельхозпроизводителей индустриального типа не утверждены, платить налог не нужно.
МНС не возражает против такого либерализма инспекций на местах, хотя еще весной отстаивало более жесткую позицию. В письме от 15 апреля 2002 г. первый замминистра по налогам и сборам Владимир Гусев пишет, что от налога на прибыль освобождены лишь те сельхозпроизводители, которые теоретически могут перейти на единый сельхозналог (т. е. получающие от продажи сельхозпродукции более 70% выручки). А птицефабрики и прочие "индустриальные" производители должны платить налог на прибыль по общим правилам вне зависимости от того, установили ли регионы упомянутые перечни. Кстати, что по логике российского законодательства сельхозпродукцией является только живая птица: замороженные окорочка — это уже промышленная продукция. Впрочем, недавно инспекции получили временное распоряжение не применять письмо Гусева, хотя официально его пока не отменили, сказал "Ведомостям" источник в министерстве.
Несмотря на снисходительность МНС, сельхозпроизводители все равно рады тому, что чиновники решили исправить неработающую главу НК. "Хорошо, что новый налог нужно будет платить раз в год, после урожая", — говорит руководитель сельхозуправления "Русагро" Юрий Костюк. Правда, он несколько разочарован тем, что налог не будет заставлять неэффективных собственников расставаться с землей, ведь его размер будет зависеть исключительно от величины прибыли.
Корявый налог: Единственное свойство главы НК о едином сельхозналоге, которое устраивает всех участников рынка, — это его ставка. Единый налог в четыре раза меньше суммы всех налогов, которые он заменяет. Но в остальном новая глава НК признана неудачной всеми экспертами, включая правительственных. Во-первых, налог платится раз в квартал, тогда как в первое полугодие село только тратит деньги, а выручку получает осенью. Во-вторых, налог платится с гектара земли вне зависимости от финансового состояния производителя. Наконец, он ставит независимые перерабатывающие предприятия в неравные условия с такими же предприятиями, входящими в холдинги. Например, элеватор, входящий в крупную компанию, выращивающую зерно, будет платить в четыре раза меньше налогов, чем независимый элеватор.
Наталья Неймышева, «Ведомости», 1.11.2002
«Ведомости», 1.11.2002
Минсельхоз победил. "Росспиртпром" оказался под его контролем
Вчера правительство внесло изменения в устав федерального государственного унитарного предприятия "Росспиртпром". Алкогольный гигант, контролирующий 40% водочного и 60% спиртового рынка страны, лишился самостоятельности, которой он де-факто пользовался с самого момента создания, и подчинен Минсельхозу.
Контроль за алкогольной отраслью всегда был прерогативой Минсельхоза. Это же ведомство распоряжалось квотами на пищевой спирт — важнейшим инструментом контроля за ликероводочными заводами. Однако, когда два года назад было создано ФГУП "Росспиртпром", в уставе нового госпредприятия ни единого слова о Минсельхозе не было. Говорилось лишь о том, что некоторые ключевые решения, например подписание контракта с гендиректором и назначение глав филиалов, осуществляются по согласованию с "уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
ФГУП "Росспиртпром" создано на основании постановления правительства от 6 мая 2000 г. Тем же постановлением на должность гендиректора ФГУП был назначен Сергей Зивенко. В управление нового госпредприятия были переданы пакеты акций (преимущественно контрольные) 80 ликероводочных и спиртовых заводов. Еще более десятка ликероводочных ГУПов стали филиалами "Росспиртпрома", который в результате стал крупнейшим производителем спирта и водки в стране.
"Росспиртпром" ощущал себя организацией вполне независимой и даже предпринял в 2001 г. попытку отобрать у Минсельхоза права на квотирование спирта.
В конце июля нынешнего года Сергей Зивенко был отстранен от руководства "Росспиртпромом". Постановлением правительства на эту должность был назначен бывший сотрудник налоговой полиции Петр Мясоедов. Позднее стало ясно, что Минсельхоз сыграл в отставке Зивенко далеко не последнюю роль. Еще в июне Минсельхоз начал масштабную проверку деятельности руководства "Росспиртпрома". Источник в Минсельхозе утверждал тогда в беседе с "Ведомостями", что "Росспиртпром" и его филиалы набрали кредитов на несколько сотен миллионов рублей, не согласовав это ни с правительством, ни с сельскохозяйственным министерством.
Нынешние изменения в уставе "Росспиртпрома" четко обозначают подчиненность ФГУПа Министерству сельского хозяйства. Теперь гендиректор "Росспиртпрома" свой трудовой контракт будет заключать с Минсельхозом, назначать заместителей он тоже сможет только по согласованию с аграрным ведомством. Кроме того, новая редакция устава обязывает "Росспиртпром" согласовывать с правительством получение кредитов, а также запрещает без ведома правительства производить перестановки в советах директоров подведомственных предприятий алкогольной отрасли. "Мы оцениваем это распоряжение правительства положительно", — сказал "Ведомостям" пресс-секретарь "Росспиртпрома" Руслан Василенко. — Алексей Гордеев всегда был нашим руководителем, и в данном распоряжении это еще раз подчеркнуто". Комментировать деятельность Сергея Зивенко нынешние руководители "Росспиртпрома" категорически отказываются. Получить комментарии Минсельхоза "Ведомостям" вчера не удалось.
Трудная борьба: "Росспиртпрому" досталось в 2000 г. очень сложное хозяйство. На его филиалах висели огромные — около 1 млрд руб. — долги. Менеджмент многих вошедших в ФГУП акционерных обществ, в частности таких крупных заводов, как московский "Кристалл", самарский "Родник", "Туласпирт", активно сопротивлялся действиям руководства "Росспиртпрома". Сергей Зивенко утверждал, что "алкогольные бароны" назначили за его устранение с поста руководителя госмонополии награду в $10 млн. "Росспиртпром" провел внеочередные собрания акционеров на десятках предприятий, на многих из них были сменены советы директоров. К началу этого года Зивенко удалось установить контроль за деятельностью практически всех переданных "Росспиртпрому" предприятий, а также добиться реструктуризации на 10 лет превышающей 1 млрд руб. задолженности филиалов.


