Практически год тому назад на AgroNews спонтанно началась оживленная общественная дискуссия вокруг проблем государственной поддержки российских аграрников. В ней приняли участие представители практически всех слоев и укладов России, задействованных в производстве отечественного продовольствия.
При этом особенно нужно подчеркнуть, что участники дискуссии ставили вопросы не столько необходимости значительного увеличения объемов государственной поддержки отечественной агропродовольственной сфере, сколько методов этой помощи, изыскания резервов для получения максимальной эффективности вложения государственных средств, достижения прозрачности и справедливости при их распределении и расходовании. В итоге был выработан текст Обращения к Гаранту нашей Конституции, Президенту России. В нем содержались предложения по десяти позициям. Их реализация, по мнению читателей AgroNews, могли бы довольно скоро оказать положительное влияние на состояние дел в российском сельском хозяйстве.
Текст письма своими подлинными электронными адресами подписали около пятиста участников обсуждения, после чего наше обращение, в соответствии с требованиями российского законодательства о работе с обращениями граждан было направлено в Администрацию Президента России.
В письме, в частности. говорилось.
Уважаемый Владимир Владимирович!
Мы, сельхозпроизводители, руководители крестьянских (фермерских) хозяйств, сельские предприниматели, поддерживаем Ваше намерение в течение пяти лет обеспечить продовольственную безопасность страны и выйти с российскими продуктами на мировые рынки. Это так же важно для развития и престижа страны, как обеспечение её военной и энергетической мощи.
Однако есть опасение, что в финансово-экономическом блоке Правительства существует явная недооценка неравенства конкурентных позиций АПК России и других стран-членов ВТО.
Как нам известно, Россия вступила в ВТО на условиях, при которых максимум господдержки сельскохозяйственных производителей ограничен 9 млрд долларов, то есть примерно 279 млрд руб. Но больше 180 млрд руб госбюджет сельскому хозяйству никогда не выделял, а это в расчете на один гектар пашни (ее у нас в стране 115 млн га) дает лишь 1565 руб. на гектар. А в ЕС, как известно, господдержка составляет 54 млрд евро на 103 млн га пашни, или 524 евро/га, то есть 21000 руб/га. Разница в 13 раз! При этом погодные условия там в несколько раз лучше, и техника, и технологии также значительно лучше. Какая же это справедливая конкуренция получается? Где здесь просматривается забота партии (Единой России) и Правительства о сельскохозяйственных товаропроизводителях, к которой Вы призываете их все время?
Уважаемый Владимир Владимирович! Мы знаем, что Вы верите в нас. И мы верим в Вас. Но в результате бездействия Правительства РФ мы просто не в состоянии решить те задачи, которые Вы поставили перед АПК страны на ближайшие пять лет. Для решения этих задач надо многое кардинально изменить.
Ниже приводятся наши настоятельные предложения. Готовы аргументировать их в личной встрече с Вами, которую считаем не просто полезной, а необходимой.
Наши предложения состоят в следующем:
1. Выплачивать сельскохозяйственным производителям погектарную субсидию, позволяющую конкурировать на равных с зарубежными производителями. Начать необходимо (в 2013 году) с погектарной субсидии для РФ не ниже минимального по ЕС уровня (85 евро) на гектар, то есть, при сегодняшнем курсе это 3400 руб/га посевов. Ввести субсидии на голову скота и птицы, позволяющие нашим сельхозпроизводителям уже сегодня конкурировать с импортируемыми продуктами животноводства.
Необходимо довести к 2020 году уровень субсидирования в совокупности до уровня ЕС в расчете на гектар, то есть, до 500 евро.
Для этого ежегодно повышать выделение средств на поддержку сельского хозяйства (в рамках «зеленой корзины») не менее, чем на 20%, а также провести перераспределение уже выделяемых средств в рамках существующей господдержки с целью увеличения погектарного субсидирования.
Погектарные субсидии распространять не только на посевные площади, но и на пары.
Субсидии должны поступать сельхозпроизводителям не позднее 1 октября для осенних работ и не позднее 1 февраля – для проведения весеннего сева.
2. Исключить из стоимости горюче-смазочных материалов и топлива для сельхозмашин все налоги и акцизы, в том числе, отчисления в федеральный и региональные дорожные фонды как необоснованные. Указанные сельхозмашины (трактора, комбайны) используются в производстве сельхозпродукции на землях сельхозназначения и не предназначены для использования на автомобильных дорогах
3. Как меру, направленную на ускоренное обновление парка сельхозтехники, обеспечить государственное софинансирование закупаемых сельхозпроизводителями техники и технологий на уровне 50%.
4. Законодательно запретить эмбарго, квоты и прочие ограничения на реализацию зерна на федеральном и региональном уровнях, за исключением случаев введения режима чрезвычайной ситуации, с обязательной компенсацией понесенных сельхозпроизводителями в результате вводимых ограничений убытков.
5. Обеспечить в периоды перепроизводства зерна (падение его рентабельности ниже 10%) с помощью доплат к рыночным ценам государственные гарантии рентабельности от продаж зерна на уровне не ниже 30% (с учетом погектарных субсидий). Согласовывать уровень соотвествующих «целевых цен» ежегодно с представителями сельхозпроизводителей по регионам на очередной год не позднее 1 октября предшествующего года.
6. Предоставлять субсидии на молоко всем сельхозпроизводителям, включая ЛПХ.
7. Ввести мораторий на введение новых или увеличение ставок действующих налогов для аграрного производства.
8. Отказаться от запланированного на текущий год двукратного увеличения отчислений в ПФР индивидуальным предпринимателям, главам К(Ф)Х.
9. Определять льготную цену для выкупа арендуемой сельскохозяйственными товаропроизводителями земли не от кадастровой стоимости, если она превышает рыночную, а от рыночной. (В настоящее время льготная цена для выкупа арендуемых земель вне пределов населенных пунктов определяется в размере 15% от кадастровой стоимости. Но эта кадастровая стоимость земли во многих регионах, за исключением пригородной зоны, в несколько раз превышает реальную рыночную стоимость. Получается не льготная, а, наоборот, завышенная цена).
10. Обязательно привлекать при решении всех вопросов, касающихся сельского хозяйства и его господдержки, непосредственных производителей и авторитетных экспертов РАСХН.
Мы рассчитываем на Ваше понимание и поддержку, Владимир Владимирович, так как вся наша работа и продовольственная безопасность страны поставлены существующими экономическими реалиями и недостаточностью государственной поддержки под угрозу.
Мы не ходим на митинги, нам некогда. Но Вы, как наш Президент, должны знать подлинное мнение тех, кто реально стоит на земле. Состоятельный крестьянин – это и платежеспособный спрос на все виды промышленности и высоких технологий, и качественное продовольствие для всей страны, и ресурсы для экспорта.
Если не будет полноценной, конкурентоспособной поддержки – и далее будут зарастать российские поля, пустеть деревни, а городские жители зависеть от продуктов из Польши, Франции, Голландии и т.д.
Нас такая альтернатива категорически не устраивает. Очень надеемся, что и Вас тоже.
С уважением, (пятьсот подписей)».
В соответствии с процедурой, предусмотренной российским законом, этот текст был отправлен для подготовки ответа заявителям в аппарат Правительства РФ, а оттуда – в несколько федеральных министерств и ведомств. Ответственным за подготовку окончательного текста ответа и информирование авторов было назначено по принадлежности Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Не будем подробно останавливаться на том, что руководителям AgroNews пришлось звонить по ведомствам, выходить даже на встречи в аппарат Правительства РФ, дабы ускорить получение ответа на обращение аграрников, скажем, что таковой был получен. Приведем его текст.
Первое, что обращает на себя внимание в этом документе, — тот факт, что на наше письмо Президенту России ответ дает директор департамента Минсельхоза. Но – такие законы приняли для нашей страны народные избранники. Тут уж ничего не попишешь.
Второе, и главное. Ответ, по сути, был сведен к перечислению тех мер, которые сегодня как бы поддерживают российских производителей продовольствия, и о которых любой реально действующий аграрник знает совсем не хуже госчиновника. Ведь именно ему на практике приходится на своей ферме испытывать действие (или полную бесполезность) этих мер поддержки сельского хозяйства со стороны государства.
Понятно, что эта отписка никак не соответствовала ни духу, ни сути, ни интеллектуальному уровню идей, изложенных в обращении к Владимиру Путину. Поэтому Игорь Абакумов на заседании Общественного совета при российском Минсельхозе выступил с резким протестом по поводу такого формального отношения к выстраданному аграрниками манифесту. По его настоянию вопрос о работе с обращениями граждан и, в частности, о необходимости дать ответ по существу был вынесен отдельно на специальное заседание комиссии Общественного совета, а к предыдущему ответу заявителям Минсельхоз подготовил дополнение.
Приводим его текст.
Кстати, измененный текст ответа был подготовлен и отправлен буквально накануне упомянутого заседания комиссии Общественного совета.
Заявителей и подписантов на нем представляли фермер из Ростовской области Сергей Шлапак, издатель «Крестьянских ведомостей» Игорь Абакумов и шеф-редактор AgroNews Константин Мезенцев. Еще один представитель, за которого проголосовало сообщество, не смог прибыть, поскольку был занят в мероприятиях по подготовке к посевной в Липецкой области.
Впрочем, некоторые детали прошедшей дискуссии участник обсуждения Сергей Шлапак уже выложил на AgroNews в Форуме. При этом надо сказать, что выступал он на заседании очень достойно, аргументировано и в высшей степени выдержанно. Правда, потом он сознался, что стоило ему это внешнее спокойствие весьма серьезных усилий.
Комментарии по сути ответа мы начнем публиковать в ленте новостей с завтрашнего дня. Ну, а всю эту эпистолярную историю мы так подробно изложили, чтобы наши читатели лишний раз увидели, как многотруден путь цивилизованной борьбы с чиновничьими процедурами в российских условиях. Повторимся, — такими законами обложен путь к процветанию.
Однако, похоже, нам иного не дано.
Ну, и, оценивая в общем итог общественной дискуссии на AgroNews, реакцию на обращение аграрников к Владимиру Путину надо сказать, что конкретный позитивный эффект оно оказало.
Во-первых, аграрное ведомство России (спасибо руководству Минсельхоза и отдельно – Александру Васильевичу Петрикову) вынуждено было всерьез воспринять голос реальных производственников.
Во-вторых, все блогеры-участники дискуссии смогут принять участие в заседаниях рабочих групп, где будут обсуждаться проблемы господдержки отрасли. И тут уж им – все карты в руки, чтобы доносить и отстаивать позиции конкретных сельхозпроизводителей.
Ну, и, в-третьих, мы получили конкретный пример тому, что добиться диалога с властями трудно, но вполне возможно.


