Почему цены на продукты питания растут или падают, волнует большинство покупателей. Однако ценообразование на продовольственном рынке далеко не такой простой процесс, который можно объяснить на пальцах. Даже специалисты затрудняются назвать универсальную формулу для всех товаров. Тем не менее, американская газета «The Asbury Park Press» смогла доступно объяснить своим читателям, почему меняются цифры на ценниках в магазинах. Сегодня мы приводим перевод этой статьи.
Согласно Бюро трудовой статистики США (Bureau of Labor Statistics), американцы тратят около 12,5% в год из своего бюджета на еду. Это означает, что финансы многих семей находятся в зависимости от колебаний цен на продовольствие, которые взлетели в прошлом году, а сейчас немного снижаются.
Что, в конечном счете, определяет, сколько мы платим в супермаркетах за буханку хлеба или пакет чипсов?
Вот некоторые вопросы (В) и ответы (О) по этой проблеме.
В: Как устанавливаются цены на продукты?
О: Цены на еду тесно связаны с ценой на ее основные ингредиенты – молоко, зерно и муку – также как и с топливом, которое используется для доставки товаров в магазин. Все это вместе мы будем в дальнейшем называть «основными составляющими» (то есть исходное сырье и топливо – прим. ред.). Они могут также менять цену, так как их стоимость основана на спросе и предложении и зависит от различных факторов.
Прошлым летом цены на основные составляющие взлетели до рекордных показателей. Сырая нефть стала стоить больше чем $100 за баррель. Зерно тоже достигло пика цены. Причиной этому было множество факторов, включая наводнения на Среднем Западе, которые опустошили кукурузные и соевые поля и повышающийся спрос на мировом рынке.
Некоторые производители, особенно в пищевой промышленности, также винят в повышении спроса этанол, который производится из кукурузы, что привело к росту цен, так как трудно было повысить предложение до того уровня, который требовался для производства и биотоплива, и еды. В прошлом месяце источник в Бюджетной службе Конгресса (Congressional Budget Office — CBO) заявил, что возросшее использование этанола, виновно в повышении цен на продовольствие примерно на 10%-15% с апреля 2007 года по апрель 2008 года.
CBO также сообщило в своем отчете, что влияние этанола на будущее продовольственных цен пока не ясно, так как это может привести и к повышению предложения на рынке кукурузы, что снизит цены на продукты.
В: Как производители еды отреагировали на взлетевшие цены на основные составляющие?
О: Продуктовые компании хотели защитить свои доходы и лишний раз удостовериться, что они не теряют деньги, поэтому они повысили цены на большую часть своих товаров. Согласно Индексу потребительских цен (Consumer Price Index — CPI), в среднем цены на еду повысились на 5,9% в прошлом году, что больше, чем было в предыдущие годы.
В: Некоторые примеры того, как устанавливаются цены на продукты.
О: Давайте посмотрим на два очень разных примера: сыры и зерновые.
Для большинства продовольственных товаров самый главный фактор, определяющий конечную цену – это стоимость основных составляющих. Для товаров типа готовых салатов и сыров, состоящих из какого-то одного главного ингредиента, доля основных составляющих колеблется от 60% до 80% от общей цены, как утверждает Стив Мак Лафлин (Steve McLaughlin), эксперт по ценообразованию в компании Bain & Company`s retail and consumer products practices.
Для товаров, которым требуется больше переработки, таких как зерновые, стоимость основных составляющих может быть менее чем 60%, говорит эксперт. Остальная часть состоит из переработки, упаковки, доставки, продвижения и инноваций, куда входит и создание новых ароматизаторов, размеров упаковки и повышение качества.
Даже специалисты по ценообразованию с большим трудом дают более точный ответ, чем приведенный выше, потому что каждый товар уникален. Но Мак Лафлин смог назвать важнейшие составляющие цены в магазинах на самые распространенные продукты:
• Около 35%: сырье. Пропорции в данном случае могут варьироваться в зависимости от товара.
• Около 15%: переработка сырья в конечный продукт. Включает в себя оплату труда работников, коммунальных услуг и других менее важных показателей.
• Около 10%: упаковка.
• Между 5% и 10%: затраты на продажу и продвижение товара.
• Около 10%: реклама вместе с маркетинговыми исследованиями, которые предшествуют выходу на рынок новой продукции.
• Около 15%: надбавка к стоимости, которая составит прибыль компании.
И не забудьте, что это анализ только возможного расчета цены компании, когда она продает свою продукцию сразу предприятиям розничной торговли. Когда магазин продает товар, свою прибыль он определяет в 20%-30% от стоимости товара, что добавляется к конечной цене.
В: Что сейчас происходить с основными составляющими?
О: Цены на них падают, отчасти из-за рецессии, которая сократила спрос. В тяжелые времена компании останавливают свои заводы, а люди начинают экономить. Это все означает меньший спрос на топливо, а меньший спрос означает пониженные цены.
Кукуруза, пшеница и молоко также упали в цене по целому ряду причин, включая резкое падению спроса. То есть фермеры не сажают столько, сколько они могли бы, что может, в конце концов, немного поднять цены из-за меньшего предложения.
В: Как это все повлияет на стоимость продуктов питания?
О: Цены начнут падать. В первые три месяца 2009 года цены на продовольствие упали на 0,8% в годовом исчислении, согласно CPI.
В: Но мои расходы на еду заметно не сокращаются. Почему?
О: Хотя сырье для производства продовольствия стоит меньше, продовольственные компании утверждают, что они еще не достигли того уровня цен, которые были в прошлые годы. На самом деле, цены на сырье поднимутся в этом году, как ожидают многие производители, например Kraft Foods Inc. и General Mills Inc.
Однако пока остается неясно, как долго цены на основные составляющие будут на сегодняшнем уровне. Цены на нефть поднялись почти до $60 за баррель после падения ниже $35 в феврале, а высокие цены на топливо могут привести к удорожанию основных составляющих. Эксперты говорят, что продуктовые компании не хотят снижать цены только для того, чтобы вскоре повысить их снова – это может подорвать бизнес и смутить покупателей вплоть до их полного отказа от бренда.
В: Падающие цены – хорошая новость для потребителей, ведь так?
О: Хотя низкие цены могут помочь потребителям свести концы с концами, это может очень дорого стоить экономике, так как создает риск дефляции (тенденция к снижению среднего уровня цен в экономике вследствие уменьшения спроса. Самая значительная дефляция была отмечена во время Великой депрессии в США в 1920-30х гг. – прим. ред.)
Снижение цен означает, что меньше денег тратится покупателями, а это влечет за собой сокращение прибылей компаний, которые тоже будут тратить меньше. Когда падение цен становится продолжительной и распространенной тенденцией, может наступить период дефляции. Экономисты беспокоятся, что падение цен может разрушить процветание бизнеса, что приведет к урезанию зарплат и увольнениям.
Последняя дефляция в США была в 1930-х годах во время Великой депрессии.
Опасения дефляции возникли в результате сокращения процентной ставки и других действий Федеральной резервной системы (Federal Reserve) ради поощрения инвестиций и расходов. Председатель Федеральной резервной системы Бен Бернанке (Ben Bernanke) сообщил, что риск дефляции «отступает», но не должен «игнорироваться».
«Q & A: How are food prices set?», газета «The Asbury Park Press» от 13.05.2009