17 сентября 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Путин во время поездки в Краснодарский край поинтересовался у министра сельского хозяйства Николая Федорова причинами спада продаж отечественной сельхозтехники и засилья импортных машин на российских нивах. Тот пояснил, что это в определенной степени связано с присоединением России к ВТО, поскольку методики и правила приобретения техники изменились.
В ходе заседания, которое провел Владимир Путин, Николай Федоров уточнил свою позицию.
«Действительно абсолютно правильные данные о том, что за первое полугодие 2013 года зерноуборочных комбайнов и кормоуборочных комбайнов закуплено меньше процентов на 20, чем в прошлом году, — сказал министр. — Здесь мы можем обозначить причины, их несколько. Я думаю, что не столько в ВТО, есть одна причина очень простая, банальная. За прошлые года в целом объемы господдержки на обновление сельхозтехники снижались от 8,9 миллиарда до 5,6 в прошлом году. В этом году это 2,3 миллиарда рублей было изначально, но по итогам первого полугодия, осознав, что это не очень здорово, добавили еще 5 миллиардов рублей на обновление сельхозтехники, но механизмы выделения средств или субсидий на обновление сельхозтехники меняются, в том числе с учетом требований ВТО. И есть определенная и психологическая, и технологическая задержка. Наша задача, конечно, как управленцев по максимуму успеть в этом году освоить эти деньги – 2,3 миллиарда, плюс 5 миллиардов, которые догоняют первоначально принятые осенью прошлого года решения.
В целом, конечно, — здесь я думаю, что все зернопроизводители активно поддержат, — без радикального решения проблемы обновления сельхозтехники и постоянного, максимального внимания к этой теме, какие бы качественные семена ни были, сколько бы мы удобрений ни вложили, потери будут существенными, если мы будем проводить обмолот и уборку урожая несовременной техникой».
Мы обратились в российский союз производителей сельскохозяйственной техники «Росагромаш» за комментарием по этому поводу. Нам сообщили, что, действительно, в связи со вступлением России в ВТО, механизм поддержки сельхозпроизводителей по приобретению сельхозтехники в кредит пришлось трансформировать. Однако это не касается субсидирования производителей сельхозтехники, так как это совершенно новый механизм поддержки, и он был принят в рамках Плана действий Правительства Российской Федерации по адаптации отдельных отраслей экономики к условиям членства в ВТО.
Субсидирование процентов по кредитам на приобретение сельхозтехники, про которое говорит министр, как было, так и действует и после вступления России в ВТО. Однако оно было трансформировано — до конца 2012 года работало постановление Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 года №90, а с начала 2013 года ему на замену пришло постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года №1460.
Но, правда, теперь оно распространяется как на российскую, так и на иностранную сельхозтехнику.
Следует отметить, что, несмотря на то, что постановление 1460 действует с 1 января 2013 года, нормативная база по акту Правительства до сих пор не подготовлена.
Что касается субсидирования производителей сельхозтехники, то здесь нужно сказать — реально механизм заработал только в конце июля 2013 года, после того, когда благодаря поддержке вице-премьера Аркадия Дворковича и невероятным усилиям сельхозмашиностроителей удалось внести изменения в постановление 1432 и сделать его работоспособным.
Обратите внимание, дорогой читатель, обе стороны жалуются на то, что юридическая основа — правительственные документы по поводу порядков предоставления государственной помощи техническому обновлению российского сельского хозяйства явно запаздывают, а их разработка сильно пробуксовывает.
В этой связи надо вспомнить, как устроено в нашей стране государственное управление производством техники и оборудования для агропромышленной отрасли.
Вроде бы, по логике, заглавную роль в этом деле должно играть аграрное ведомство. Но формально сельхозмашиностроители работают под эгидой Минпромторга. Регулированием рынков доверено заниматься МЭР. Ну, а деньги выделяются, вообще в другом месте – на столичной Ильинке в Министерстве финансов.
Понятно, что ведомственные заботы у каждой из контор абсолютно разные, если не сказать – противоположные. Минфин должен бюджетную копейку экономить (за это, говорят, чиновникам и премии полагаются), а Минсельхоз под давлением реально сложившейся ситуации, да еще и под напором аграрников и региональных властей вынужден регулярно эти деньги выпрашивать. МЭР абсолютно все равно, чья техника выйдет на поля страны, — лишь бы хоть как-то заткнуть дыры (причем, почему-то там явно проглядывается благоволение к импортерам зарубежной техники, а не помощь своим, отечественным заводам, некоторые из которых уже производят очень приличные даже по мировым меркам машины и оборудование). Минпром и рад бы поддержать агромашевцев, да силенок и средств явно не хватает. А если при этом еще учесть отсутствие наличия сколь-нибудь заметного аграрного лобби, становится абсолютно ясным, что интересы фермеров, хозяйств, на этом фоне вообще уходят если не в тень, то уж, во всяком случае, на второй план. И заботы российских создателей техники для агропрома – с ними…
И, главное, — виновных не найдешь. У каждого ведомства – полное алиби. А тем временем, отечественное машиностроение для села хиреет, под угрозой десятки, а то и сотни тысяч рабочих мест, что обязательно грозит новыми пикалево, которые придется «разруливать», как всегда в ручном режиме, второпях и временно.
Вот и закупают сельхозпроизводители то, до чего каждый из них дотянуться может: агрохолдинги – дорогущие импортные машины, причем, не особенно вглядываясь в их цену и реальные возможности извлечь из тракторов и комбайнов максимальную для себя выгоду; кто пожиже – что придется. И, учитывая, что большинство хозяйств крепко закредитовано, вторая категория все растет и растет, а задачи технического перевооружения аграрной отрасли, которые регулярно ставятся с правительственных трибун, так и остаются пустыми лозунгами.
Конечно, в одном небольшом комментарии невозможно описать весь сонм проблем, с которыми сталкиваются разработчики и создатели отечественных сельхозмашин. Их очень много, и многие из них нуждаются в особом подходе к их решению. Но ясно и то, что пока не будет создана современная, разумная система управления сельхозмашиностроением в России, ситуация я мертвой точки не сдвинется. Так и будет у этой отрасли несколько курирующих инстанций.
Ну, а ведь известно же, как говорится в русском народе, что «У семи нянек дитя без глазу»…