За три месяца с момента старта федеральной программы субсидирования производителей сельхозтехники (началась 6 июня 2013 года) заключено соглашений на поставку техники на сумму 1,5 млрд. рублей, сообщает «Росагромаш».
В настоящий момент Правительство России субсидирует производство 260 различных моделей сельхозтехники, в том числе машины для возделывания зерновых и пропашных культур, внесения минеральных удобрений почвообрабатывающие агрегаты, опрыскиватели, технику для производства картофеля и овощей, приготовления и раздачи сбалансированных кормовых смесей крупному рогатому скоту, колесные тракторы, глубокорыхлители, тяжелые бороны, зерноуборочные комбайны и кормозаготовительную технику.
В соответствии с утвержденным порядком Минсельхоз России субсидирует производителям 15% ее стоимости. Общий бюджет на 2013 год составляет 2,3 млрд. руб. Программа продлится до 2020 года.
Заключение Минпромторга России о наличии производства в текущем году получили 18 компаний, в том числе ЗАО «Евротехника»; ЗАО «КОЛНАГ»; ЗАО «Рубцовский завод запасных частей»; ЗАО «Петербургский тракторный завод»; ОАО «Белагромаш-сервис»; ОАО «Миллеровосельмаш»; ООО «АГРО»; ООО «БДМ-Агро»; ООО «Бежецксельмаш»; ООО «КЗ «Ростсельмаш»; ООО «Клевер»; ОАО «Корммаш»; ОАО «Реммаш»; ОАО ФГУП «Омский экспериментальный завод». Еще 7 предприятий сельхозмашиностроения ожидают получения подтверждения в ближайшее время.
Реализация сельхозтехники по субъектам федерации производится в соответствии с квотами. Наибольший интерес к программе проявили Алтайский край, Саратовская область, Республика Башкирия, Новосибирская и Орловская области.
К примеру, в Алтайском крае за три месяца заключено договоров с предприятиями сельхозмашиностроения на сумму 217 млн рублей. Из 66 миллионов – 32 направлено на субсидию сельхозмашиностроителям. В Новосибирской области из 43 млн рублей на выплату субсидий направлено более 10 млн руб.
Среди отстающих пока регионов – Республика Татарстан, Московская, Ленинградская области, Республики Чечня, Ингушетия и Дагестан.
Особое отличие программы – ее прозрачность. Информация о ходе реализации сельхозтехники ежедневно вывешивается на сайтах подразделений субъектов федерации, ответственных за реализацию сельскохозяйственной политики.
Программа, несмотря на поздний старт, востребована в регионах. На прошедшем селекторном совещании 2 сентября в Минсельхозе России, посвященном результатам реализации программы, заместитель министра сельского хозяйства Краснодарского края Сергей Орленко отметил, что техника пользуется популярностью у сельхозтоваропроизводителей. Буквально в течение августа в крае 31 предприятием заключено договоров на 93,3 млн рублей.
Основная трудность, с которой столкнулись регионы – это сложности с получением и обслуживанием кредитов. Из-за нехватки средств, приостановлено субсидирование процентных ставок по инвестиционных кредитам, выданным после 1 января текущего года. В результате, к примеру, по данным Департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области, регион ежегодно закупал сельхозтехники на 1 млрд рублей. В этом же году эта сумма не превысила 300 миллионов.
Комментарий редакции. При всей противоречивости ситуации, нельзя не порадоваться за тех, кто, преодолев множество препон, все же добился приобретения сельхозтехники по льготной цене. Конечно, надо неустанно повторять, что для достижения более-менее заметного результата в сфере технического перевооружения и модернизации агропромышленной отрасли нужны, — и срочно нужны! – суммы государственной поддержки абсолютно другого порядка (этакая современная сельскохозяйственная приговорка «Карфаген должен быть разрушен»).
Конечно, вызывает много сомнений и сама процедура субсидирования: кому и как надо выделять помощь – получателям техники или ее производителям.
Впрочем, в условиях, когда надо спасать и само российское сельское хозяйство, и обслуживающие его отрасли (и тут отечественное производство техники и оборудования для села, конечно же, стоит на первых местах), очень трудно определить, с чего реально надо начинать практические действия.
Но, главное, — шаги поддержки начались. При этом 260 единиц техники на всю Россию, повторимся, — это просто мизер! Ведь, если говорить всерьез, счет должен идти не на штуки, а на десятки тысяч единиц.
И даже такие объемы вряд ли покрыли бы реальные нужды и запросы. Впрочем, а кто считал?
И считал ли вообще?