Патерналистский подход государства к сельскому хозяйству, и животноводству в частности, привел за последние 10 лет к выдающимся результатам, степень важности которых еще предстоит по достоинству оценить обществу.
Новый этап развития экономики РФ в условиях действующих соглашений по ВТО проявлял ряд принципиальных системных пороков условий присоединения. Не обобщая данный факт, следует четко сказать, что по мясной отрасли соглашения противоречат принципу «тарифной эскалации», согласно которому импортный тариф на сырье и продукцию низких переделов, как правило, должен быть ниже, чем импортный тариф на продукцию высоких переделов. При несоблюдении данного принципа создается риск промышленной деградации самой успешной и конкурентоспособной подотрасли мясного сектора РФ, а именно мясоперерабатывающей промышленности.
В связи с тем, что условия доступа на рынок импортной готовой мясной продукции (код ТН ВЭД 1601) пересогласовать практически невозможно, возникает важный вопрос: Что делать с возможной угрозой с 2015 года, когда начнут действовать либеральные условия импорта готовых мясных изделий?
Примечательным является и то, что Россия в том же протоколе о присоединении к ВТО подписала положение о либерализации импорта свинины на таможенную территорию России. Это относится как к живым свиньям на убой, так и к свинине по нулевой внутриквотной импортной пошлине.
Эти два решения имеют свою логику и симметричность. Если снижается импортная пошлина на готовые мясные изделия, то естественно должна снижаться и пошлина на сырье, из которого эти мясные изделия производятся. Иначе получится не развитие конкуренции, а, скорее, экономическая дискриминация производителей продукции в РФ, что напрямую противоречит декларируемой и проводимой до сих пор вполне успешной агропромышленной политике правительства России.
Вне зависимости от международных соглашений, выполнение которых во многом предопределяет международную репутацию страны и ее инвестиционную привлекательность, некоторые отраслевые лоббисты, к сожалению, продолжают действовать в своей традиционной манере.
Их можно понять — да, отечественное свиноводство терпит ущерб и надо что-то предпринимать. Но что именно? Почему, как обычно, по старинке требуется узкоотраслевой таран импорта?
Для поддержания и развития конкуренции, с экономической точки зрения остается только одно решение, а именно: чтобы обеспечить гармоничное развитие сырьевых мясных отраслей (в первую очередь свиноводства) и мясоперерабатывающей промышленности, следует, как ни странно, вынужденно согласиться (это произойдет и без согласия) на снижение цен сырья для отечественных предприятий и потребителей. Других прогнозов при росте предложения на рынке быть не может.
Но возникают политические вопросы относительно последовательности проводимой аграрной политики государства по отношению к программам развития животноводства. Присоединение к ВТО уже привело к снижению стоимости мяса для потребителей, но и одновременно снизило рентабельность в животноводстве.
Безусловно, низкие цены имеют широкую социальную базу поддержки, и обеспечат минимальную продовольственную инфляцию.
Однако надо продумать способы поддержания эффективной части животноводческой отрасли.
Что же можно предложить для компенсации производителям животноводческой продукции?
Очень важно иметь в виду, что свиноводство РФ очень разнотипно, оно состоит из трех групп производителей с разной эффективностью (неэффективностью). В середине 2012 года высокая, более чем в 1,5 раза стоимость свинины для российских потребителей относительно потребителей в ЕС временно обеспечивала не только развитие высоко конкурентных, но и временную устойчивость малоэффективных, бесперспективных хозяйств в РФ.
Политика правительства РФ, проводимая по настоящее время, была очень эффективна для кредитования этапа старта и развития нового типа предприятий промышленного свиноводства РФ (около 50% от объема производства в 2013-2014гг. будет соответствовать этим критериям). Однако далее такая политика не обеспечивает развитие конкуренции между высоко конкурентными субъектами рынка и не способствует укреплению общей конкурентоспособности свиноводческой отрасли РФ и ЕЭП (Единого Экономического Пространства). Экспертам и аналитикам следует предлагать способы выхода из сложившегося тупика.
Пытаться проводить две взаимоисключающие стратегии одновременно неэффективно и невозможно! Это — стратегия поддержать высокую цену сырья для промышленной переработки и населения, и одновременно, при либерализации импорта мясных изделий с 2015 года, сохранить устойчивость всей мясной отрасли.
Необходимо модернизировать средства поддержки свиноводческой отрасли, а именно применяемые сегодня меры развития (субсидирование части процентов по кредитам на развитие) заменить компенсационными выплатами (субсидиями) на единицу произведенной продукции в рамках тех же объемов господдержки. Такой инструмент субсидий в предстоящие периоды будет адресным, а значит и ценным для предприятий свиноводческой отрасли.
Предлагаемый подход позволит:
— обеспечить поставку на рынок мяса для промышленных и розничных потребителей мяса, соразмерного по стоимости с продукцией в ЕС;
— обеспечить поддержку развития эффективных предприятий и роста конкуренции между высококомпетентными предприятиями;
— рационально использовать средства господдержки (АМП) и добиться относительно стабильной доходности для конкурентоспособных хозяйств свиноводческой отрасли;
— добиться оптимально низких цен на свинину для возможного экспорта мяса и мясопродуктов из РФ в будущем.
Правительству РФ следует принять решение о критериях по оценке конкурентоспособности, и определить долю (дисперсию) отрасли, в частности свиноводческой, которая будет поддержана для дальнейшего устойчивого органического конкурентоспособного роста! Всеми понимается, что это может быть реализовано только в рамках существующих бюджетных возможностей. Предлагаем применить цену отсечения как критерий, предопределяющий возможность дальнейшего развития данного типа предприятий.
К примеру, возможные решения:
1) С нашей точки зрения экономически целесообразно определить величину прямой бюджетной субсидии ориентировочно в 8,00 рублей на единицу (1кг) производимой свинины в РФ, что обеспечивает, на наш взгляд, справедливость условий конкуренции с импортом. Эти средства должны быть получены:
а) в размере 4,00 руб. из средств, направляемых для развития свиноводства, что соответствует здравому смыслу — данные средства уже заложены в бюджете;
б) недостающие 4,00 руб. могут быть перераспределены из аналогичных средств, излишне, с нашей точки зрения, заложенных в бюджете на развитие, на наш взгляд, менее социально-экономически значимой подотрасли мясного животноводства — с маркетинговым наименованием «мраморная говядина». Так как, заложенные на развитие этой подотрасли средства не будут, как мы предполагаем, использованы в полном объеме и тем более эффективно.
2) Необходимо принять решение о том, что средства развития (государственные кредиты с субсидированными ставками) могут быть использованы до 2015 года на проекты слияния и поглощения. Этим способом можно разрешить нарастающую проблему банков, становящихся владельцами избыточного количества аграрных предприятий — своих недавних заемщиков. Это соответствует здравому смыслу, и применяется в мировой практике.
Предлагаемые решения соответствуют как стратегии развития животноводческих подотраслей, так и финансовым возможностям уже утвержденных параметров госбюджетной поддержки.
Выводы:
А. Следует поменять парадигму поддержки животноводческого комплекса РФ, а именно: заменить поддержку производителей, проводимую за счет поддержания высоких цен на рынке и для населения, на меры прямой господдержки эффективных производителей в рамках бюджетов, направляемых до сих пор исключительно на проекты развития.
Такой метод приведет к снижению потребительской инфляции и обеспечит возможность позитивной оценки потребителями интеграционных процессов как в ЕЭП, так и в ВТО.
В.Только низкие рыночные цены (при отсутствии в РФ средств, поощряющих экспорт, согласно протоколу о присоединении) могут обеспечить условия, в которых может развиться возможный экспорт мяса и мясопродуктов.


