Эксперт по биотехнологиям Роман Куликов, руководитель направления «Биотехнологии в сельском хозяйстве» Фонда «Сколково» — о том, как сельское хозяйство в России может стать высокотехнологичной отраслью.
В ближайшие годы сельское хозяйство прочно войдет в число высокотехнологичных отраслей российской экономики. Ничего удивительного в этом нет: технологическая революция — дама прагматичная, она идет туда, где на нее есть спрос и за нее готовы платить.
Главный тренд, как и в других отраслях, — это тотальная цифровизация. Датчики и видеокамеры собирают все данные, какие только можно измерить и проанализировать, а компьютеры выдают решения, позволяющие оптимальным образом расходовать воду, удобрения, горючее, корма. У нас уже используются «умные» системы полива. До того как этот процесс был автоматизирован, системы просто равномерно лили воду. Сегодня датчики собирают данные о состоянии поля, которое является неоднородной структурой, компьютер обрабатывает эти данные и, включая разные форсунки в системе полива, регулирует подачу воды и питательного раствора на каждый конкретный участок поля. Это дает в среднем до 40% экономии воды.
Уже сейчас компьютер не только умеет управлять производственными процессами, но и подсказывать агротехнические решения. Например, он анализирует то, что росло на данной почве последние 5–7 лет, и прогнозирует урожай той или иной культуры на 2–3 года вперед. Пока это используется в основном в крупных агрохозяйствах, но скоро такие пакетные решения станут доступны для простых фермеров. Они будут просто покупать программы, работающие по принципу «воткнул и запускай».
Что касается животноводства, то сегодня в мире цифровые технологии наиболее быстрыми темпами внедряются в выращивание крупного рогатого скота. «Умные» фермы есть и в России. Датчики там ставят на каждую корову — на ухо, ногу, вымя — и считывают все: сколько она съела, выпила воды, куда перемещалась. Это мгновенно обобщается и дает массу аналитики. В дальнейшем будет появляться все больше дешевых решений для фермеров, что сделает применение таких технологий повсеместным.
В свиноводстве и птицеводстве с цифрой немного сложнее из-за большой массы и скученности животных и птиц. Но качество видеоизображения улучшается, и уже сейчас камера может выхватить из массы больное животное и направить фермеру SMS: животное надо отправить на карантин или к ветеринару.
Отдельный вопрос — тотальная роботизация. Скорее всего, в ближайшем будущем нам это не грозит. Пока у роботов слишком длинный период окупаемости. И всё же, если использовать их для раздачи кормов или удаления отходов, они колоссально облегчат всем жизнь. А в Японии, например, роботы разделывают туши — компьютерное зрение позволяет им качественно и точно отделять мясо от кости. Думаю, что такие же роботы могут появиться и у нас. Россия уже близка к тому, чтобы удовлетворять свои потребности в свинине и курице и готова выходить с ними на международные рынки. Но на многих из них существуют очень жесткие требования к разделке туш. Если такие возможности перед отечественными экспортерами откроются, роботизация этого сектора станет экономически обоснованной и произойдет в кратчайшие сроки.
Второй важный тренд в развитии аграрных технологий — биологизация. Последние 40 лет человечество активно применяло химические удобрения и пестициды и в какой-то момент пришло к осознанию того, что это вредно. Так что сейчас и в мире, и в России многие компании переходят на биоудобрения и биопестициды. В их состав входят специальные штаммы — безопасные для человека микробы, которыми обрабатывают животных и растения, защищая их от определенных инфекций. Например, на гранулы удобрения методом напыления наносят микробов. Попадая в почву, эти микробы при контакте с водой начинают размножаться и поглощать макроудобрение, на которое были нанесены, переводя его в удобную для растения форму. Точно так же с пестицидами. Усилиями исследователей уже создаются микробы, которые, если растение чем-то заболевает, начинают вырабатывать у него стимуляторы, включающие его защитную систему. В России этот способ защиты растений пока не используется, но появится уже в ближайшее время.
К этому тренду примыкает очень модное нынче направление органического сельского хозяйства (ОСХ). Спрос на органические продукты в мире огромен, и он продолжает расти. В России уже готовится к принятию закон об ОСХ. И это для нас очень актуально, поскольку в нашей стране большое количество заброшенных сельхозугодий, которые из-за отсутствия средств много лет не видели химии. На этих полях используются специальные методики, например, вместо удобрений используют остатки растений от прошлого урожая. Так что у России есть все возможности в перспективе занять лидирующие позиции на мировом рынке органики.
Что же мешает нашему сельскому хозяйству ускоренными темпами двигаться в будущее? Стоящие у него на пути преграды можно подразделить на три группы. Первая — технологические возможности. К примеру, вычислительные мощности стали дешевыми, сами датчики тоже недороги. Однако сбор с них данных, передача их в контроллер, а оттуда в накопительное устройство — система дорогостоящая. Вторая группа —инфраструктурные проблемы. Далеко не везде у нас есть проводной интернет, спутниковая или устойчивая мобильная связь. Более того, для цифровизации производственных процессов нужны промышленные радиоканалы и радиовышки. Впрочем, над этой проблемой уже начинают задумываться мобильные операторы. Третья группа проблем — законодательное регулирование. Это касается, например, дронов. Они всё шире применяются в сельском хозяйстве, но эффективность их использования сдерживают законы, налагающие слишком много ограничений. Впрочем, все вышеуказанные преграды в принципе устранимы. Ничего неразрешимого тут нет.
сельское хозяйство в России может стать высокотехнологичной отраслью.!!??
..не надо выдавать желаемое за действительное , основная масса сельских тружеников работает на старой советской техники , и высокие технологии не "прикрутишь" к металлолому…. так что скорее нет , чем да