За один день уничтожить сельскохозяйственных вредителей на площади в 10 000 га? Провести раннюю подкормку озимых, когда колесная техника ещё вязнет в сыром весеннем грунте? Осуществить своевременную десикацию посевов на 15 000 га? Такое под силу только сельскохозяйственным самолетам.
Тысячи агросамолётов, а правильнее – самолётов для авиационно-химических работ, трудятся над полями многих стран мира. Ранее в нашей стране трудились около 4 000 сельскохозяйственных самолётов (типа «Ан-2сх») и вертолётов (типа «Ми-2сх», «Ка-26»), но теперь, по данным Департамента растениеводства Минсельхоза России, в нашей стране легально работают 238 летательных аппаратов, производящих авиахимические работы. Для удержания передовых позиций России на мировом рынке, которые она занимает в последние годы, в частности по экспорту зерна, требуется использование высокотехнологичных инструментов, которые позволят эффективно обрабатывать большие посевные площади.
Так ли эффективен сельскохозяйственный самолёт?
Звено самолётов типа «Ан-2сх» за три лётных дня может обработать до 10 000 га посевов. Весной, когда из-за распутицы наземной технике не войти в поля на раннюю подкормку озимых, только сельскохозяйственный самолёт способен внести необходимые удобрения. По этой же причине осенью провести своевременную десикацию (прим. – «десикация» — предуборочное подсушивание растений для ускорения созревания и облегчения уборки урожая) удастся только с воздуха.
Технологическая колея, которая неизбежна при работе колесной техники, губит до 10% урожая, самолёт же её не оставляет, а спутниковая навигация позволяет проводить обработку полей с практически ювелирной точностью.
Стоимость услуг агроавиации
На практике, авиа-обработка ровно в 2 раза дешевле, нежели применение колёсной техники. Сертифицированные на авиахимработы компании в среднем по стране берут за разовую обработку 1 га 350-400 рублей. А сколько затратит фермер на обработку 1га своих полей трактором? Солярового топлива уйдёт от 8 до 12 литров, в зависимости от типа трактора, а это уже 350-500 рублей. Трактористу и прицепщику еще минимум 50 рублей за гектар. Амортизация, накладные расходы, транспортный налог … Получается, что заказать обработку поля сельхозсамолётом выгоднее. И главное преимущество – скорость. Даже один старенький «кукурузник» (самолёт типа «Ан-2сх»), может за один летный день (прим. «лётный день» — всё светлое время суток) обработать до 1200 га. Для обработки этих же объёмов за один день наземной техникой потребуется 20-40 единиц, в зависимости от их современности, а значит и стоимости.
Кто работает на «авиахимии»?
Сегодня в России всего около 30 авиакомпаний сертифицированы на проведение авиационно-химических работ. Они добросовестно тратят средства на поддержание уровня безопасности полетов, обучение пилотов, продление летной годности воздушных судов, уплату налогов.
Но там, где есть выгода, всегда появляются предприниматели, стремящиеся получить эту самую выгоду по максимуму, в том числе незаконно. В дополнение к 238 сельхозсамолётам, которые легально обрабатывают российские поля, в небе нашей великой Родины летают сотни так называемых в авиационном сообществе «чернофлажников» (прим. – «чернофлажник» — предприниматель от авиации, незаконно оказывающий услуги потребителям). Прорехи в действующем законодательстве позволяют пилотам-самоучкам покупать подержанные самолёты и мотодельтапланы, приспосабливать их для разбрызгивания жидкостей, загружать ядохимикатами и совершенно бесконтрольно возить их над нашими головами, обрабатывать поля и зарабатывать «чёрный нал». Стоимость их «услуг», конечно же, ниже, чем у сертифицированных на такие работы авиакомпаний, но значительно выше и опасность авиакатастроф, и вероятность того, что на поле фермеру выльют химикаты, которые в малом количестве – польза, а в большом – яд.
Положение дел в агроавиации современной России
Ситуация парадоксальная – во всём мире аграрная авиация – мощное средство интенсификации растениеводства, средство для экономического рывка, но в нашей стране эта отрасль практически брошена на произвол судьбы. Единственная организация в стране, озадачившаяся вопросами сохранения и развития сельскохозяйственной авиации – Фонд содействия развитию сельского хозяйства. Эта российская некоммерческая организация с 2012 г. занимается вопросами создания инновационных инструментов развития аграрного сектора экономики страны. Первыми шагами в деле развития сельхозавиации стали создание Ассоциации сельскохозяйственной авиации (АСА) и проведение в мае 2018 г. в Москве 1-й Всероссийской конференции по развитию сельскохозяйственной авиации, участие в которой приняли: член Совета Федерации РФ Сергей Митин, Директор департамента растениеводства Минсельхоза России Пётр Чекмарёв, представители Росавиации, Генеральной Прокуратуры РФ, Министерства Обороны РФ, директора действующих авиакомпаний и эксперты. …
Полный текст читайте в «Обзоре прессы».
Одназначно нужна и необходима без неё всё трудней и трудней с вредителями боротся мои коллеги с 15 и 07 соседних регионов 5 раз совку опрыскивали это нашествие какое то или диверсия )
Конец 80 годов начало 90 г Мой родственник переехал с Азии на Кавказ — вышел на пенсию по вредности и налёту часов в сельхозавиации , мы значит подкалывали его по незнанию вопроса , как в 35 лет можно получить удостоверение пенсионера …
У него был оказывается огромный налёт часов они начинали летать ранней весной в Азии и перелётами кочевали работали опрыскивали многие областя и республики + вредность агрохимии в гербецидах , пестицидах , инсектицидах мог дать фору любому агроному
.Когда начал разваливаться СССР он постоянно до фанатизма интересовался куда денется и как сохранится авиапарк сельхозавиации , то что он предвидел в плохом смысле слова к этому мы сегодня пришли …
Затем он работал в разных специальностях, но тянуло к авиации видно было удручающее состояние когда он видел дельтопланы над посевами спрашивал сколько га осиливают за день , при какой погоде летают выразится крепко и в задумье уйдёт…
Прошло время выучился на авиадиспетчера где то в Питере, выучил язык английский, пришёл в один региональный аэропорт где в сутки максимум 3 — 5 пассажирских самолётов летает устраиваться ….. местные "" орлы "" смотрят в личное дело огромный налёт часов сколько то тысяч ….и с пренебрежением свысока подкалывают за сколько баранов и рублей в Азии приписали эти цифры… он отмахнулся короче приняли удостоверение авиадиспетчера есть ну и заступил на дежурство , время бежит— наступает 2008 год , помните надеюсь дату 8.08.2008 . Грузино — Осетинский конфликт , аэропорту дано указание принять несколько десятков ИЛ — 76 транспортников с техникой и десантом на полосу на которой они никогда в помине не садились ……узнав про кол — во находящихся на курсе в воздухе на аэропорт местных орлов ""сдуло "" с авиа диспетческой вышки ….
В общем бывщий лётчик АН — 2 сельхозавиации трое суток безвылазно с диспетчерской принимал и выпускал несколько десятков транчпортников грузом и десантом… потом рассказывал военные пришли хоть кашу принесли , а то говорит это кофе в печёнках сидело….
Пришёл генерал очень удивился поблагодарил узнав длину взлётной полосы, спросил на чём летал и налёт часов , на что авиадипетчер сказал благодарить надо лётчиков ИЛ — 76 , а летал мол на АН — 2 сельхозавиация , генерал и лётчики очень пристально вглядывалисьв лицо диспетчера….
Встретились недавно разговор опять про нашествие вредителей в Дагестане , Ставрополье и авиацию ну он и говорит дельтопланами и вертолётами эту проблему невозможно решить ,на дельтоплан и вертолет невозможно установить шаровую пушку для энтомофагов ( трихограммы и габробракона ) почти все АН — 2 выработали ресурс опасно летать, импортные мини самолёты их мизерное кол- во , государство — авиапром переложило эти проблеммы на плечи аграриев , но само заставляет регистрировать даже БПЛА,
с производительностью АН -2 мало что сопоставить можно, задумался и говорит смотришь на "" взлётку" государство — авиапром строительство пассажирских самолётов тянет с большим скрипом до сельхозавиации им пока далеко…. но когда мы работали с вредителями , такого кол — ва биолабораторий США вокруг не было , обложили со всех сторон …. что надеетесь штанговыми опрыскивателями победить — решить проблему
Слова мудрого и опытного человека — летчика сельхозавиации
Конечно мы гордимся когда видим высоко в небе Миги , Сушки , Ми и Ка сила и защита нет слов !!!
Но против био вредииелейм они бессильны , разве что жахнуть гостинцем по биолабораториям на сопредельных территориях , да нельзя международное право и последствия с
"" братскими — дружественными "" странами
Одна надежда может начнут выпускать добрый "КУКУРУЗНИК" и будет подкрепление дельтопланам , оставщимся старым вертолётам Ми -2 и всё это будет называться
СЕЛЬХОЗАВИАЦИЕЙ ……