В конце 1990 — начале 2000 гг. губернаторы многих северных регионов России заявляли, что сельское хозяйство на севере совсем не нужно и его даже можно «уничтожить», поскольку все необходимое продовольствие можно привезти из других субъектов РФ, где более благоприятные условия для ведения агробизнеса.
С 2000 по 2013 гг. для сельхозпроизводителей введен единый сельхозналог (ЕСХН) вместо четырех предыдущих (на добавленную стоимость, на прибыль, на имущество и единый социальный налог), что привело к снижению налоговой нагрузки, принимаются федеральные и региональные программы грантовой и субсидиарной поддержки сельского хозяйства.
С 2014 г. Правительство РФ декларирует курс на импортозамещение. Если же российские сельхозтоваропроизводители справятся с задачей насыщения внутреннего рынка отечественным продовольствием, то наша страна с ее огромным потенциалом вполне сможет стать мировым лидером по экспорту не только зерна, но и большой номенклатуры продукции сельхозпроизводства. К примеру, в северных регионах страны рационально было бы сделать ставку на производство продукции с приставкой «эко», ведь именно в районах Севера сельскохозяйственная продукция производится с минимальными экологическими рисками. Опыт стран Скандинавии это подтверждает – в Финляндии, Швеции и Норвегии успешно развивается сектор АПК, где около 60 % фермерских хозяйств принимают участие в программах по производству экологически чистой продукции.
Валерий Николаевич Ефремов, фермер из Республики Саха (Якутия) с более чем 20-летним опытом, согласился рассказать о нынешнем положении дел в АПК своего региона.
— Валерий Николаевич, как сегодня развивается сельское хозяйство в таком северном регионе нашей страны, как Якутия?
— Республика Саха (Якутия) занимает 1/5 часть территории Российской Федерации. И это огромная территория. Мы точно не знаем, сколько времени потребовалось нашим предкам, чтобы хорошо адаптироваться в суровых условиях Севера, но зато прекрасно видим результаты — вывели новые породы лошадей и рогатого скота, создали своеобразную северную технологию их воспроизводства, модифицировали способы их содержания в экстремальных климатических условиях Якутии.
Сельское хозяйство для многих является традиционным укладом жизни — в Якутии около 4 000 крестьянских (фермерских) хозяйств и 87 тыс. личных подсобных хозяйств, и именно на долю этих малых форм хозяйствования (КФХ и ЛПХ) приходится 83% всего поголовья скота, 63% свиней, 73% лошадей, производится 76% мяса и 83% молока. Без преувеличения можно сказать, что 98% сельскохозяйственных организаций региона входят в число малых и средних форм предпринимательства.
— С какими проблемами сталкиваются фермеры РС (Я)?
— Основные — транспортная недоступность сельских поселений и высокая себестоимость производства и переработки сельскохозяйственной продукции в условиях Крайнего Севера. Всё это приводит к удорожанию производственных затрат в несколько раз. И ещё в настоящее время в республике ведется политика поддержки крупнотоварного производства, что уже стало причиной спада показателей сельского хозяйства региона.
— Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию?
— Я считаю, что пришло время поменять вектор направления государственной политики развития сельского хозяйства в Республике Саха (Якутия). На основании опыта северных стран, например, Канады, для реального развития сельского хозяйства в нашей республике основным вектором должен стать мелкотоварный сектор. Стабильно функционирующие КФХ, ЛПХ и сельхозпотребкооперативы в значительной мере определяют общую устойчивость сельского развития. Особенно важно – защищать экономические интересы сельских товаропроизводителей, прежде всего, регулированием цен на реализуемую продукцию. Оно должно быть адекватным изменению цен на приобретаемые фермером товары и услуги, а также условиям кредитов.
Президент Фонда содействия развитию сельского хозяйства Клим Николаевич Галиуллин также прокомментировал эту тему, рассказав об опыте работы фермеров Ленинградской области.
— Клим Николаевич, какой вид бизнеса в Ленинградской области будет наиболее выгодным для сельхозтоваропроизводителя?
— Близость «кухни погоды» Скандинавии во многом определяет направление сельскохозяйственного бизнеса не только в Ленобласти, но и на Северо-Западе в целом, и фермер, который занимается здесь агробизнесом, обязательно должен это учитывать.
Понятно, что в условиях малого количества солнечных дней хорошую продовольственную пшеницу не вырастишь, но вот овощеводством аграрии занимаются вполне успешно. Знаю фермера в Ленинградской области, так вот он, даже при отсутствии собственной земли, работая на арендованной, собирает 10 000 тонн овощей.
Вполне уверенно чувствуют себя фермеры, занимающиеся птицеводством и свиноводством. Да, понятно, что за счет близости к северу птичник и свинарник требуют утепления, но согласитесь, что курицу можно выращивать даже на Северном полюсе – вопрос себестоимости. В Ленобласти экономика позволяет заниматься этим видом сельхозбизнеса и прилично зарабатывать.
К сожалению, мясной откорм как бычков, так и овец на Северо-Западе проблематичен, солнца мало, трава водянистая, и добиваться привеса достаточно сложно, и это, конечно, надо учитывать в схеме построения своего сельхозбизнеса. Считать, считать и еще раз считать, что, к сожалению, не все фермеры умеют.
— А можно ли на северо-западе успешно заниматься выращиванием ягодной продукции на продажу? Применим ли опыт других стран со схожим климатом?
— Да, конечно. Я бы сказал, что это новая тенденция для Северо-Запада — многие фермеры перенимают опыт финских соседей, занимаются выращиванием клубники. Современные технологии, новые материалы, такие как, например, мульчирующая пленка, позволяют собирать значительные урожаи. Могу рассказать о моем визите к одному фермеру. Подъезжаем – трехэтажный коттедж, представительский внедорожник, два трактора европейского производства, и всё это — новое. Спрашиваю – «А чем занимаешься?». «У меня 5 гектар под клубникой» – такой был ответ. Причем фермер практически не утруждает себя сбором ягод. На условиях «самосбора» продает по 100 рублей за килограмм.
— То есть Вы хотите сказать, что и в суровых климатических условиях есть возможность для ведения сельхозбизнеса?
— Безусловно! Даже на Марсе можно выращивать яблони, вопрос в себестоимости продукции и спросе на неё. Поэтому самое главное – определить для себя оптимальный вид агробизнеса, изучить рынок, произвести экономические расчеты, составить бизнес-план не для чиновников, а для себя, и вперед – к трудовым успехам на благо.
К сожалению, в этом вопросе сильно отстает наука.Специализированных проектов для Якутии, а тем более, для более северных районов , нет.Я имею в виду то же самое скотовосдтво.Конечно. мощные фермы на 1000 голов стриот нет необходимости.но небольшие хозяйства. котоыре могли ыб поставлять свежее молоко для детских учреждений, для больниц- нужны.но их нельзя строить по тем решениям. которые используются в средней полосе России.Нужны другие подходы.