Счетная палата признала неэффективной поддержку «малых форм хозяйствования» в АПК.

Пятница, 01 февраля 2019, 00:00

Счетная палата проверила эффективность использования бюджетных средств, направленных с января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку «малых форм хозяйствования» в рамках госпрограммы развития сельского хозяйства. Речь идет о помощи крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также личным подсобным хозяйствам населения.

Такая поддержка осуществляется с 2013 года, государство предоставляет гранты начинающим фермерам, в частности, на развитие семейных животноводческих ферм, а сельскохозяйственным потребительским кооперативам дает гранты для «развития материально-технической базы».

По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России было 205 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 5608 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сообщили в Минсельхозе.

При этом, по данным Всероссийской сельхозпереписи 2016 года, фактически осуществляют деятельность только 62% от общего количества хозяйств, около 11% хозяйств входят в сельхозкооперативы.

C каждым годом, отмечает Счетная палата, число крестьянских (фермерских) хозяйств сокращается: они меняют организационно-правовую форму (перерегистрируются в ООО, переходят в личные подсобные хозяйства), становятся частью крупных агрохолдингов, просто прекращают свою деятельность. Но при этом доля ферм в общем объеме производства сельхозпродукции, наоборот, увеличивается, указывает Счетная палата. В 2013 году вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей равнялся 8,9%, в 2017-м — уже 12,7%.

Основной инструмент поддержки — межбюджетные трансферты: из федерального бюджета регионам предоставляются субсидии на софинансирование их расходных обязательств, связанных с возмещением затрат и финансового обеспечения расходов сельхозпроизводителей. С 2017 года поддержка «малых форм хозяйствования» осуществляется в рамках единой субсидии: в федеральном бюджете заложены средства «на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития АПК».

Несмотря на сформированную нормативно-правовую базу, которая регламентирует цели и условия предоставления господдержки как на федеральном, так и на региональном уровне, существуют «системные недостатки», констатирует в своем отчете аудитор Счетной палаты Алексей Каульбарс. Он приходит к выводу, что в госпрограмме нет системной оценки, насколько результативны предоставляемые субсидии, а размеры грантов и подходы к направлениям их использования меняются практически ежегодно. Например, в 2018 году целевые показатели госпрограммой развития сельского хозяйства не были предусмотрены, а эффективность использования субсидий оценивалась по показателям, определенным в соглашении между Минсельхозом и регионами.

В ходе проверки были выявлены системные нарушения, связанные с несоблюдением порядка предоставления межбюджетных трансфертов и отсутствием надлежащего контроля со стороны Минсельхоза за их использованием регионами, сообщает Счетная палата. Контроль за представлением регионами отчетности о достижении показателей результативности использования субсидий осуществлялся «формально», отмечается в отчете.

С января 2016 года по ноябрь 2018-го на поддержку фермеров и других малых форм хозяйствования в целом было выделено 58,6 млрд руб., из них более 25,4 млрд руб. были предоставлены в виде грантов, следует из отчета Счетной палаты. Но как выяснилось в ходе проверки, число фермеров, получивших поддержку, оказалось незначительным. В 2016 году этими мерами воспользовались 2,1% от общего числа фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей, в 2017-м — только 1,6%.

«Учитывая, что доля произведенной ими продукции составила, например, в 2017 году 0,6% от общего объема произведенной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, меры господдержки пока не оказали существенного влияния на их развитие», — констатировал Каульбарс. Более того, некоторые малые сельхозпроизводители, которые получали поддержку, существенно сократили объемы производства. Например, в Ставропольском крае отдельные получатели грантов на развитие семейных животноводческих ферм сократили в 2017 году объем производства продукции по сравнению с 2015-м в 2,2–9,8 раза, в Башкирии — в 1,2–5,5 раза.

Гранты выделяются фермерам на конкурсной основе по решению региональных конкурсных комиссий. Начинающий фермер может получить максимальный грант в размере 3 млн руб., семейная животноводческая ферма — 30 млн руб., кооператив — 70 млн руб., уточнили в Минсельхозе.

В министерстве напомнили, что господдержка фермеров ограничена лимитами ассигнований федерального бюджета, доведенных до Минсельхоза в рамках госпрограммы. Именно этим объясняется тот факт, что поддержку получают не все фермеры. Например, в 2016 году на грантовую поддержку фермерских хозяйств было направлено около 7,3 млрд руб., а для кооперативов — около 900 млн руб. Учитывая, что на тот момент в России было зарегистрировано 215 тыс. фермерских хозяйств и 6293 сельхозкооператива, гранты удалось выделить только 2% хозяйств и около 3% кооперативов, пояснили в Минсельхозе. Тогда 3665 начинающим фермерам получили в среднем по 1,3 млн руб. на хозяйство, 870 семейных ферм — по 5,2 млн руб., а 165 кооперативов — по 7,7 млн руб.

После того как гранты фермерам стали выделяться из средств «единой» субсидии, Минсельхоз рекомендовал направить на поддержку фермерских хозяйств и сельхозкооперативов не менее 20% средств федерального бюджета «единой» субсидии. В 2017 годы это было 23% общих средств субсидии — 8,9 млрд руб. Число фермеров, получивших поддержку, в 2017 сократилось по сравнению с предыдущим годом, но средний размер грантовой поддержки увеличился. В Минсельхозе снижение числа получателей грантов объясняют в первую очередь тем, что фермеры реализовывали более капиталоемкие проекты не только по производству продукции, но и по ее последующей переработке, «что требует дополнительных вложений». В 2018 году на гранты фермерам и сельхозкооперативам было направлено 11 млрд руб., или 28,2% средств «единой» субсидии. Поддержку получили 2353 начинающих фермера (средний размер гранта составил 2,06 млн руб.), 716 семейных фермы (7,75 млн руб.) и 214 кооператива (15,51 млн руб.).

Гранты — это единственная эффективная форма поддержки, которая доступна для фермеров, настаивает владелец истринской сыроварни «Русский пармезан» Олег Сирота. Он напоминает, что для получения гранта нужен минимум документов и фермеры с удовольствием пользуются этой мерой поддержки. «Русский пармезан» в виде грантов в 2016 году получил 18 млн руб., что позволило запустить коровник на 100 голов, рассказывает Сирота, подчеркивая, что банки неохотно кредитуют фермеров.

Проблема, по словам Сироты, заключается в нехватке средств: есть регионы, где один грант разыгрывается на 100 фермерских хозяйств, где-то с фермеров «требуют откаты». В «благополучном» Подмосковье ситуация другая, отмечает владелец «Русского пармезана»: около 50% подавших заявки хозяйств получают гранты, «если в первый год не получил, то получишь на следующий».

Создание условий для активного развития малого и среднего предпринимательства на селе — одно из приоритетных направлений госполитики в АПК, подчеркнули в Минсельхозе. В министерстве также добавили, что проводят планомерную работу по повышению качества контроля за доведением средств господдержки до получателей.

Автор: KVEDOMOSTI.RU

Источник новости

 
2 комментария к Счетная палата признала неэффективной поддержку «малых форм хозяйствования» в АПК.
    0

    Цитата:"«Учитывая, что доля произведенной ими продукции составила, например, в 2017 году 0,6% от общего объема произведенной сельхозпродукции малых форм хозяйствования, меры господдержки пока не оказали существенного влияния на их развитие»," При этом абсолютно забывают, что оснвная часть грантов направлена в животноводсвто.
    При этом :"Но при этом доля ферм в общем объеме производства сельхозпродукции, наоборот, увеличивается, указывает Счетная палата. В 2013 году вклад крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей равнялся 8,9%, в 2017-м — уже 12,7%." И опчему забыт еще один важный результат применения такой пооддержки- количество и стоимость рабоыих мест в селськой

    0

    Что то сбилось.рабочие места в селськой местности. Если сравнить стоимость одного рабюочего места по гранту и дял холдинга. то разница с стоимости даже не в проыентах, а в разы.За горазжо меньшие суммы инвестиций фермеры обеспечивают работой население.Кстати. в среде фермеров это считается самым сложным условием.Цитата :"Поддержку получили 2353 начинающих фермера (средний размер гранта составил 2,06 млн руб.), 716 семейных фермы (7,75 млн руб.)"То есть, начниающие фермеры создали рабочие места за 700 000 рублей, семейные фермы за 2,65 млн. рублей.У холдингов этот показатель начинается от 8-10 млн. рублей.

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля