Рецептов переустройства национальной аграрной отрасли существует много. Сегодня мы предлагаем на суд читателей позицию Константина Бабкина, лидера объединения отечественных сельхозмашиностроителей Росагромаш. Этот материал в качестве Дорожной карты развития сельского хозяйства России будет подробно обсужден на Московском экономическом форуме в марте текущего года.
К сожалению, реализуемая последние 10 — 15 лет государством аграрная политика привела к тому, что отрасль пришла в упадок. Качество жизни почти 40 млн сельских жителей из года в год лишь ухудшаются. Заработная плата в аграрном секторе более чем в 2 раза ниже среднего уровня по стране, а безработица на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике. Около трети населенных пунктов Российской Федерации (в первую очередь сельских) относятся к разряду вымирающих и имеют население менее 10 человек.
Мы все больше зависим от продовольствия, завозимого из-за рубежа. Ежегодно импорт растет на 14 процентов. При этом в Госпрограмме развития сельского хозяйства России до 2020 года – важнейшем документе страны, отсутствуют конкретные меры по импортозамещению продукции. В программе заложены низкие плановые цели, которые не достигают даже уровня 90-х годов по объему производства целого ряда продуктов.
Объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России не сравним с поддержкой, которую получают основные наши конкуренты. Россия вступила в ВТО на условиях, полностью запрещающих поддержку экспорта, а объем поддержки на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд. долларов в год (начиная с 2018 года), что, например, ниже чем у Швейцарии, не говоря о США и Японии.
Такое состояние дел лишний раз говорит о том, что существующая аграрная политика не нацелена на развитие села, создание благоприятных экономических условий в отрасли.
Потенциал сельского хозяйства России
Если факт богатства России углеводородным сырьем не подвергается сомнению, то утверждение о богатстве России аграрными ресурсами для не специалиста не столь очевидно. Но это далеко не так. Есть четыре фактора, которые определяют потенциал развития сельского хозяйства России.
Первый фактор – земельные ресурсы. Все прекрасно знают, что наша страна располагает огромным резервом сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн. га) – основной сельскохозяйственный ресурс. 55% мировых запасов чернозема находятся в России. Посевная площадь может быть быстро увеличена, ведь 41 млн. га сегодня заброшены с 90-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции.
Второй фактор – трудовые ресурсы. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышает аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн. человек. Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве пока не высока. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы на 15 тысяч рублей (58%) ниже.
В тоже время количество специалистов с высшим аграрным образованием у нас составляет 1,6 млн. человек, что более чем в два раза выше, чем в США.
Третий фактор – технологии. Внедрение современных технологий является важным источником роста сельхозпроизводства в России. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится парк сельхозтехники, как игнорируются технологии производства, насколько неадекватно низкой остается урожайность основных сельхозкультур и производительность труда в отрасли.
При этом для наших природно-климатических условий разработаны технологии, позволяющие удвоить и даже утроить урожайность. Потенциал роста огромен и ограничен лишь объемом инвестиций в аграрный сектор РФ.
И, наконец, четвертый фактор – это наличие рынков сбыта продукции. И здесь Россия обладает колоссальным потенциалом, как на внутреннем рынке, так и на внешних. Причем на внешних рынках Россия имеет хорошие возможности в силу своего географического положения и растущего дефицита продовольствия в ряде регионов мира.
Три кита Дорожной карты развития сельского хозяйства России
Охарактеризовав ситуацию в сельском хозяйстве и определив потенциал отрасли, возникает закономерный вопрос: что делать? Как всем этим грамотно распорядится и превратить сельское хозяйство России в стабильно доходную отрасль? Ответ очевиден – необходимо менять государственную политику, в том числе в области сельского хозяйства.
Наиболее точно и максимально доступным языком ответ изложен в Дорожной карте развития сельского хозяйства России. Это своего рода программа действий, реализация которой позволит России выйти на новый уровень – кардинально изменить уровень жизни селян, повысить их доходы в 2,8 раза.
Достигнуть таких показателей можно в том случае, если будут реализованы три основных блока Дорожной карты, каждый из которых включает ряд важных мер. Коротко охарактеризуем каждый из блоков.
Первый. Назовем его Развитие внутреннего рынка сбыта. Сегодня в этом направлении государством практически ничего не делается. Этот блок включает несколько ключевых предложений, к примеру, необходимость поддержки малоимущих граждан. Реализация этой меры влияет сразу на две цели: развитие производства (за счет повышения доходов крестьян) и развитие рынка (за счет обеспечения стабильного платежеспособного спроса на продукцию).
Следующая мера, подготовка механизмов, обеспечивающих стабильность цен на продукции сельхозпроизводства. Для крестьянина стабильность и предсказуемость цен по годам – залог успеха. К примеру, для обеспечения стабильности цен США использует механизм залогового кредитования, которым государство гарантирует минимальную цену продукции для феремеров.
Еще один механизм связан с введением ограничений на импорт (требования к продуктам питания, реализуемых в России) – это так называемые меры тарифной и нетерифной защиты рынка.
Второй блок связан с необходимостью введения мер с целью стимулирования производства. Кстати, такие меры были основой аграрной политики ЕС до 80-х годов прошлого века, а у нас до сих пор отстутсвуют. Этот блок включает такие действенные механизмы, как погектарное и поголовное субсидирование. Такой подход позволит значительно нарастить производство основных продуктов в предельно короткие сроки. А такая мера как страхование от неурожаев позволит снять ограничения с крестьян на привлечение заемного финансирования под залог урожая.
Для бурного развития производства сельхозпродукции в России необходимо обеспечить равные конкурентные условия с зарубежными компаниями-производителями. Речь идет о внешних факторах, для крестьян: ставки по кредитам, налоговая нагрузка, тарифы на услуги естественных монополий, стоимость топливных ресурсов и т.д. В рамках данной меры предлагается отменить все налоги и социальные выплаты для сельхозпроизводства, которые, по некоторым оценкам, составляют до 9% выручки хозяйств. Также в рамках реализации данной меры предлагается снижение цен на топливо для сельхозтоваропроизводителей.
Еще один важный элемент этого блока – проведение внятной технологической политиики. У нас до сих пор нет четкого понимания сколько и каких специалистов нужно готовить для отрасли, какая сегодня востребована сельхозтехника, какие агротехнологии применять. А ведь внедрение высокоэффективных, высокоточных, ресурсрсберегающих технологий на основе использования высокопроизводительной техники способно обеспечить повышение производительности труда в 4 — 5 раз, снизить затраты на производство единицы сельхозпродукции в 1,5 — 3,0 раза.
Наконец, последней, пятой мерой этого блока развития производства является решение земельного вопроса. 80% сельхозземель у нас переданы в частную собственность в виде земельных паев. Земля лишь формально считается собственностью, так как распоряжаться ею фактически нельзя, т.к. нет свидетельства о праве собственности, не определены границы участка. Бюрократические барьеры в виде сбора огромного количества документов на оформление, немалые затраты на кадастровые услуги привели к тому, что всего 3,3% владельцев паев смогли оформить свое право собственности на землю.
В результате земля превратилась в неликвидный актив, отсутствует возможность кредитования под залог участка. По экспертным оценкам, введение земельных паев в коммерческий оборот позволит создать залоговую базу в 5,3 трлн. руб. – внушительная сумма, способная существенно повлиять на инвестиционную привлекательность отрасли. Чтобы это произошло необходимо упростить процедуру оформления прав на землю для владельцев пая и субсидировать затраты на кадастровые работы из бюджета.
Третий блок связан с мерами развития экспорта. О том, что это направление необходимо развивать и поддерживать мы говорили неоднократно, готовили предложения, в том числе по поддержке сельхозмашиностроения России на внешних рынках. Но, к сожалению, до сих пор нет ни одного конкретного механизма в помощь российским экспортерам.
Мне также не известны случаи, когда российские чиновники, находясь в служебных командировках за рубежом, лоббировали бы интересы российских производителей сельхозтехники. А вот примеров, как это делают руководители зарубежных стран – предостаточно.
В стране наконец-то должна появиться политика государственного протекционизма. Сегодня это особенно важно, ведь Россия вступила в ВТО на дискриминационных для себя условиях и защищать российских производителей необходимо, в том числе на саммом высоком государсвтенном уровне.
Среди наиболее важных мер этого блока также выделю запрет введения эмбарго на экспорт сельхозпродукции. В качестве примера приведу 2010 год, когда у нас в стране был введен запрет на экспорт зерна, что привело к финансовым потерям фермеров на 100 млрд руб., а с учетом упущеной выгоды эта сумма превысила 183 млрд. рублей. Эти потери не были полностью компенсированы фермерам.
Чего добьемся?
Итак, определены основные направления и меры для развития сельского хозяйства. Осталось оценить какой эффект мы получим от реализации намеченнных мер.
Приведенный анализ сельхозпроизводства Российской Федерации и его потенциала доказывает, что отрасль к 2020 году может продемонстрировать многократный рост. С одной стороны, страна обладает всеми необходимыми ресурсами для динамичного развития практически всех подотраслей животноводства и растениеводства. С другой стороны, существует огромное количество мер и решений, опробованных в ведущих экономиках мира, которые позволяют эффективно и быстро использовать имеющиеся ресурсы.
Для оценки результатов Дорожной карты была применена теория равновесия предложения и спроса. Т.е. проведена оценка производственного потенциала по отдельным группам сельхозтоваров с учетом имеющихся ресурсов и построена модель емкости внутреннего и внешнего спроса на российскую продукцию.
С учетом имеющейся возможности в течение 4-5 лет вернуть в севооборот большую часть заброшенных из 41 млн. га земель, потенциал производства зерна достигнет 355 млн. тонн в год. Производство картофеля увеличится до 125 млн. тонн, овощей – до 52 млн. тонн.
Аналогичная ситуация будет складываться по мясу.Россия в течение 7 лет вернется по объему производства говядины к уровню 1990 года – 4,3 млн. тонн – рост составит 2,7 раза. По молоку потенциал производства составляет 98,7 млн тонн в год.
В результате реализации Дорожной карты качество жизни 40 млн. граждан России, проживающих на селе, кардинальным образом улучшится, Вырастут доходы в 2,8 раза – до 30 тыс. рублей в сегодняшних ценах.
Выиграют от этого и горожане – согласно международной практике мультипликативный эффект от развития сельского хозяйства оценивается на уровне 1,67 – 1,72. То есть на каждый дополнительный рубль продукции сельского хозяйства в смежных отраслях, таких как производство удобрений, сельскохозяйственной техники, стройматериалов, пищевой промышленности, генерируется дополнительно 1,7 рубля выручки.
Объем производства сельхозпродукции, выраженный в ценах 2011 года достигнет 11,6 трлн. рублей. Согласно произведенным расчетам, обеспечение такого роста производства потребует значительных инвестиций в основной капитал, которые достигнут в 2020 году 1,4 трлн. рублей и будут обеспечены за счет собственных и привлеченных средств.
И, наверное, самое главное. За счет реализации мер Дорожной карты нам удасться превратить сельское хозяйство во вторую крупнейшую отрасль в экономике России, практически сравнявшись с нефтегазовым сектором по доле в ВВП. Нам наконец удасться преодолеть сырьевую зависимость экономики от нефти и газа, подрывающую стабильность и хозяйственную деятельность страны.
Россия станет глобальным поставщиком сельхозпродукции и к 2020 году сможет прокормить 1 миллиард человек, что повысит авторитет страны и ее значимость в геополитической системе планеты.
Да,молодцы,вы хотите американцев,европейцев,бразильцев,короче полмира оставить без такого огромного рынка как Россия,подумаеш 11,6 триллионов,этики думской не хватает вам.
Да, хотим оставить без огромного росийского рынка, нечего им здесь делать, здесь есть свои крестьяне. «Янки гоу хоум» 🙂 со своими ножками буша.
прежде чем строить плана ,надо спросить наше правительство ,нужно ли ему сельское хозяйство,по той помощи в 200 р.на га можно сказать ,что деревня им нафиг не нужна,они её в упор не видят последние 100 лет , а 20 лет особенно..работают для галочки..и если они согласны видеть в крестьянах людей ,а не рабов..деревня — это основа государства,фундамент,а они его разрушают ..так к своему народу могут относится только враги..
Надо убедительно заставить правительство увидеть потенциал своего сельского хозяйства, поэтому честь и хвала таким людям, как К.Бабкин
Попробуем посчитать. Большая часть от 41 млн. га в течение 4-5 лет это минимум 4 млн. га в год. На освоение с посевом и уборкой на 1 тыс. га требуется минимум 1 млн. долларов (техника, семена, ГСМ, зарплата, удобрения, пестициды и т.д.) Потребуется минимум 4 млрд. $ в год без инфрастуктуры (хотя бы сушка, хранение) Про то, куда это все девать, как это перевезти, отгрузить через порты и т. п. я молчу. Вопрос какие предложения по финансированию данной программы?
Браво Константин Бабкин!!! Вот так должно мыслить правительство России, четко, конкретно и убедительно.
Бабкин мыслит также как и наше Правительство. Четко, конкретно и убедительно. Мысли четкие и убедительные. Я с оценкой ситуации согласен. Но конкретных предложений в Дорожной карте нет. Или я видел только усеченную версию на 32 листах. Что-то про топливо, что-то про налоги, что-то про кредиты и залоги. Как и в нашем Правительстве все убидетельно, но не результативно.
Не согласен, наше правительство мыслит гораздо мельче, стратегически и глобально оно вообще не мыслит и поэтому занимется в основном латнием дыр и раздачей мелких подачек, чтобы все молчали и не выступали. Такая политика правительства Медведева противоречит последним установкам президента Путина, поэтому, если Путин хочет, чтобы Россия кормила весь мир, надо Медведева отправить в отставку, а премьером поставить такого человека как Бабкин (впрочем, фамилия не важна, важно чтобы он думал также).
колхозники вы есть ими и останетесь. далеко Вам до большой политики наслаждайтесь тем что имеете
Правильно,avanture75,мы колхозники и будем ими пока непоумнеем,любить землю мало,еше надо уметь защищать ее, быть юридически грамотны,надо понять всем просто так этот рынок они не отдадут,а если мы будем получать хорошие урожаи,выращивать скот,то мы лишим их этого рынка,уже многотриллионного,как показал Бабкин,если нас поддержат мы так и сделаем,им это надо? Нет!
Андрей. кто поддержит? у нас есть Президент, есть программа-это продукт коллективной мысли, кто работать будет? писать -не мешки ворочать, считайте свои триллиарды
avanture75,ты точно не работаеш на земле,работал бы сталкнулся бы с этими программами и про коллектив забыл бы,и президента забыл бы,эти программы пишутся далеко от России,чтобы не нарушить им рынок,далеким странам,программа по животноводство,завезли со всего мира элитных,отдали кучу денег им за счет чего они сделали скачок развили свое животноводство,а наши элитные головы сдохли и мы поехали в Бразилию за мясом,но программа у нас есть,жаль только что от этих мешков так и мы не отвязались,хотя и президент у нас есть и коллектив на программы.
Статья не выдерживает серьезного анализа. Сплошные хотелки и прожектерство, пресущее политику, а не эксперту. Много неточностей и фактических ошибок, противоречия в логике, незнание реалий. Я не поленился и все их в отдельном тексте прокомментировал для себя. Не заслуживают доверия и ссылки на экспертные оценки, так как эксперты так и не названы (а вдруг они и не эксперты вовсе). Короче, пустая статья, неглубокая. Из серии «пустые бочки громче гремят». И уж точно не может быть основой для выработки плана действий, который действительно нужен.
Все-таки голословные высказывания типа «Много неточностей и фактических ошибок, противоречия в логике, незнание реалий» в итоге остаются не замеченными. Хорошо, если пришлете мне свои заметки, о которых вы пишете, тогда проще будет отвечать на вопросы.
А вы полную версию Дорожной карты читали?
Спасибо.
Я читатал Дорожную карту на ЖЖ Константина Бабкина, но если это полная версия, то с реалиями она действительно не бьется
Андрей, пока дотируется сельское хозяйство Запада, нам выгоднее кушать их продукты — логика большой политики. но мы предупреждаем, что через 5 лет сможем накормить мир — бойтесь. Как раньше, объявим всеобщую коллективизацию (кооперацию с прямым госучастием) и ведь накормим же. а так вливание больших денег в АПК сегодня приведет к тому, что жирные станут жирнее и полезуть зазватывать власть. А про скот и т.д полностью с тобой согласен — у нас там неучи и вредители сидят.
Вроде все правильно излагает Бабкин, только у меня большое сомнение насчет 41 млн. неиспользуемых гетар. Что за гектары? почему заброшенные? Никому не нужны? Почему на Кубани не заброшенные? Если заброшенные гектары малоэффективны, то надо считать, есть ли смысл вводить их в оборот.
Зачем нам вторая целина? зарыть в землю денежки? Бабкину то все равно куда, лишь бы сельхозмашины пристроить. Давайте сначала доведем до ума и обновим парк техники на тех землях,что уже обрабатываются, а потом уже неиспользуемые при необходимости осваивать.
Брошенные потому, что уже работать некому. Знакомый в прошлом году взялся в Тверской области за воссатновление одного хозяйства. Из шести деревень на территории хозяйства жители только в двух. На две деревни две работающие семьи, остальные пенсионеры. В школу ходят три человека. И это ещё не худший вариант
Согласен с вами. Я сам живу в селе.За последние годы сельское население сократилось в два ,а то и в три раза и в основном за счет оттока молодёжи ,нормальных мужиков работяг по пальцам пересчетать. В школе учат всему но только не тому, что реально нужно для жизни , а именно нет уроков патриотического и хорошего трудового воспитания. Я после школы имел права тракториста-машиниста( и любовь к технике), а что имеют сейчас выпускники школ?-иждивенческое представление о жизни.В итоге получаем торгашей(их ещё раньше спекулянтами называли) и охраников.Молодежь бежит в города.Города укрупняются, сельское население сокращается.И далее проблемы для села ещё более усугубляются ведь город хочет кушать всегда и подешевле,а поскольку в реалях нашей демократии большинтво «правит бал» значит и угнетающая потребительская политика в отношении села не изменится без волевого решения.Я думаю это рано или поздно дойдёт кое до кого,но лиж-бы не поздно.
Что есть дорожная карта?
«гранд»-оптемист ответь где прочитать дорожную карту
ну и где ты автор?
http://babkin-k.livejournal.com/140224.html