Резкий рост производства хлебобулочных изделий из замороженных полуфабрикатов наблюдается в РФ на фоне развития пекарен в крупном ретейле. Для укрепления технологического суверенитета России важно развивать экспорт не только муки и зерна, но и готового продукта, рассказал ТАСС директор Центра коммерциализации и трансфера технологий Российского биотехнологического университета (Росбиотех), шеф-редактор, директор издания журнала "Хлебопечение России", почетный пекарь России Олег Омельченко.
"Производство классических хлебобулочных изделий, изготавливаемых по технологии замороженных полуфабрикатов с разной степенью готовности, на данный момент переживает подъем на фоне развития пекарен в крупном ретейле. Среди крупных торговых сетей, которые уже создали собственные пекарни, — сеть гипермаркетов "Глобус", "Spar Россия", X5 Retail Group и "Магнит", которые сегодня выступают заказчиками тестовых полуфабрикатов разной степени готовности для допекания в собственных торговых точках", — рассказал Омельченко.
По его словам, для обеспечения технологического суверенитета страны необходимо развивать экспорт не только муки и зерна, но и готового продукта. "В сегменте замороженных полуфабрикатов с начинками (блинчики, пельмени, пицца, чебуреки и другие), требующих выпечки либо термической обработки в домашних условиях, высоких результатов добились такие отечественные компании, как "Аби", "Морозко", "Мираторг" и "Черкизово". Их продукция пользуется спросом у потребителей в России, а также экспортируется в более чем 40 стран, включая государства СНГ, Азию, Европу и страны MENA", — сказал эксперт.
Увеличение производства
"Несмотря на то, что с рынка ушли транснациональные компании, занимавшие лидирующие позиции в обеспечении замороженной выпечкой ресторанов быстрого питания и пекарен, среди которых Lantmännen Unibake (шведский кооператив, ныне — "Багерстат Рус"), Bimbo QSR (поставляла булочки в бывший "Макдоналдс"), а также финская Fazer (продала российские активы булочно-кондитерскому холдингу "Коломенский"), российская хлебопекарная отрасль не чувствует просадки и готова отвечать тренду на выпечку в ретейле, а также запрос на экспорт такой продукции без логистических потерь, которые неизбежны при транспортировке свежей продукции", — подчеркнул Омельченко.
Собеседник агентства привел в пример петербургскую компанию "Каравай", "которая на 2023 год производила 850 тонн замороженной продукции и заявляла о планах по наращиванию заморозки из-за растущего спроса на продукт и открытия собственных пекарен в торговых сетях". "В свою очередь Московский булочно-кондитерский холдинг (БКХ) "Коломенский" собирается увеличить производство быстрозамороженной хлебобулочной продукции (БЗП) на своих предприятиях в Северной столице в 2025 году в 2,5-3 раза. По данным "Ведомости. Северо-Запад", петербургские предприятия в 2024 году выпускали 120 тонн быстрозамороженной продукции, а в этом году должны нарастить мощности до 360 тонн в сутки. Хорошие показатели в сегменте БЗП и у небольшого регионального игрока — Владимирского хлебокомбината (входит в ГК Delavant), который увеличил продажи такой продукции на 27% год к году, до 375 миллионов рублей", — указал эксперт.
При этом он отметил, что пока доля быстрозамороженных полуфабрикатов небольшая. "Если сравнить суммарный объем производства хлебобулочных изделий в нашей стране, который, по оценкам экспертов, составляет от 6,5 до 7 миллионов тонн, то масштабы производства замороженных полуфабрикатов разной степени готовности находятся в пределах 250 000 тонн. В процентном выражении это чуть больше 3,5% от общего объема производства", — сказал собеседник агентства.