Любому настоящему экономисту понятно, что будущее Украины, это крупное товарное сельхозпроизводство. Ибо только крупные с/х компании имеют, и деньги, и технику, и удобрения, и могут реально обеспечить очень высокие урожаи с/х продукции и потому удачно ее продать на экспорт.
Когда говорят, что Украина может стать мировым кормильцем, то стоит всегда дополнять – только благодаря крупному с/х производству, пишет Олександр Охрiменко в Gazeta.ua.
Но в Украине, как известно, очень много и частных собственников земли и с/х производителей. На данный момент, крупные компании могут, к сожалению, только арендовать с/х землю у селян. Поэтому нельзя не считаться и с наличием большого количества мелких с/х производителей, которые, как правило, обрабатывают свои участки земли, которые получились в процессе распаевывания украинских земель.
Любой политик, рассказывая об украинском селе, начал бы сразу разговоры «садок вишневий біля хати». К сожалению, некоторые государственные руководители очень плохо представляют, что такое реальное сельское хозяйство в Украине, и тоже рассказывают небылицы «о садке біля хати». Поэтому, наверное, стоит сказать пару слов о настоящем украинском селе. Какое оно есть в реальности без «калинового гаю» та «садків вишневих».
Итак, на 1 января 2014 года, согласно данным Госкомстата, в Украине существовало более 4,2 млн. личных сельских хозяйств. За 2013 год их количество уменьшилось на почти 60 тыс. объектов. Но пока остается довольно-таки много. В собственности этих частных хозяйств находится около 6,4 млн. га украинской земли. Много. Очень много.
Но при этом, на одно частное хозяйство приходится около 1,3 га с/х земли, которая используется для ведения с/х производства. И около 0,2 га приходится на приусадебный участок и место для сельского жилья. Все было бы хорошо, если бы не одного «но». Согласно тех же статистических данных только одна единица с/х техники, как правило, б/у трактор, приходится на 14 хозяйств или на 22 га с/х земель. Понятно, что при таком количестве техники не может быть и разговора, о том, что с/х земля нормально обрабатывается. Чаще всего с/х земли, которые находятся в собственности частных лиц, или вообще не обрабатываются, или сдаются в аренду крупным с/х компаниям. Сами же сельские жители не имеют никакой возможности самостоятельно обрабатывать с/х земли. Поэтому все эти разговоры об украинских фермерах, это просто миф. Уже прошло больше двадцати лет, как в Украине существуют фермеры, но за это время они не смогли создать ни производственной базы, ни закупить техники, а только делают вид, что обрабатывают землю. В действительности главными производителями с/х продукции были и остаются крупные компании, которые действительно часто нанимают тех же фермеров работать на них или на давальческих условиях, или как нанятая рабочая сила.
Но, если бы только еще земля. По состоянию на 1 января 2014 года только 71% сельских хозяйств содержат скот и птицу. При этом одна корова приходится на 2,6 сельских хозяйства. По итогам 2013 года количество коров в частных хозяйствах уменьшилось на 1,8%. Зато количество свиней выросло на 0,5%. Но фактически частным хозяйствам тяжело содержать скот и птицу. Недостаточно кормов, чтобы кормить скот. В тот же момент нет ни денег, ни техники, чтобы выращивать эти самые корма. Как результат, в Украине получилась патовая ситуация: закупочная цена на молоко в два раза выше, чем в Германии. Потому что там за счет высокоэффективных пород скота и качественных кормов, надои молока значительно больше, чем в Украине, а значит меньше себестоимость.
Пока что украинское село не столько занимается сельским хозяйством, сколько «играет в фермеров». Поэтому такие печальные результаты, если реалистично оценить производственный потенциал частных сельских хозяйств. Оптимальный вариант для решения этой проблемы, это запуск рынка с/х земли и создание условий для массовой продажи с/х земли крупным компаниям. В результате крупные с/х компании получат землю в собственность и смогут без опаски развивать свой бизнес, вкладывать миллиарды и миллиарды в новую технику, удобрения, мелиорацию, элеваторы, фермы и мясокомбинаты. А жители села смогут получить деньги за свои участки земли и уже работать, как нанятая рабочая сила. Но при этом им не придется думать о технике, деньгах и сбыте продукции. Тут, как говорится, нужно взять и сделать. Вот это будет действительно настоящая экономическая реформа.