Лидер российского союза производителей сельскохозяйственной техники («Росагромаш») Константин Бабкин также подключился к дискуссии о проекте программы Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 — 2020 годы, подготовленной Минсельхозом России. «Много красивых слов, а ощутимых изменений не предусматривается», — такими словами он начал свой комментарий.
Что бросилось в глаза после прочтения проекта Программы Минсельхоза России? Много хороших слов о модернизации, мелиорации, стимулировании роста производства и пр. Однако при более детальном изучении этого многостраничного документа выясняется, что ощутимых изменений ждать не стоит.
1. Программа абсолютно не амбициозна. Что собираемся сделать, чего собираемся достичь – не впечатляет. А где-то удивляет. Судите сами. К 2020 году сливочного масла планируется выпускать в 3(!) раза меньше, чем в 1990 году, а зерна – лишь на 6,8% больше.
Заложенный в проекте Госпрограммы средний урожай в России к 2020 году – 25 ц/га, т.е. за 8 лет действия документа предполагается увеличить урожайность на 1 центнер с гектара! Хороша задачка!
2. Программа предусматривает значительный произвол при распределении бюджетных средств между регионами. Для примера возьмем два региона с сопоставимыми площадями сельхозугодий.
Посевные площади в 2010 году в Татарстане — 2,9 млн га, в Волгоградской области – 2,7 млн га. В 2010 году объем поддержки из федерального бюджета, полученной Волгоградской областью, был в 11,6 раз ниже объема поддержки полученного Республикой Татарстан. При этом объем сельхозпроизводства Волгоградской области всего в 1,5 раза ниже. Доля субсидий в рубле произведенной продукции в Татарстане составляет 12,5%, а в Волгограде – 1,8%.
Почему существует такая разница? Не понятно.
3. Зерновые интервенции. Удивляет, что такая темная, бессмысленная и дорогая мера, как проведение зерновых интервенций, получит дальнейшее развитие. При этом планируется довести размер фонда до 12,5 млн тонн.
4. Поддержки экспорта практически не предусмотрено, – только через строительство инфраструктуры, что малоэффективно. Вспомните, какая 3 года назад на юге была драка за возможность построить перевалочные мощности.
Нужны субсидии, финансирование продвижения на внешние рынки. Необходимо законодательно, как, например, в США закрепить, что запрет на экспорт зерна и др. продукции с/х больше не будет применяться.
5. В программе практически не уделено внимание малым формам хозяйствования (личные подсобные хозяйства, крестьяне-фермеры, сельскохозяйственные потребительские кооперативы). Более того, на их поддержку, — а они производят до 90% картофеля и овощей, 55% всех продуктов животноводства, и более 20% зерновых, то есть около половины товарной продукции сельского хозяйства, — планируется выделить лишь 5% бюджета АПК.
И последнее. В программе нет ни слова об ответственности чиновников за исполнение показателей программы и вообще за благосостояние крестьянства. Мы знаем, что показатели ныне действующей Госпрограммы развития сельского хозяйства до 2012 года, к примеру, по обеспечению сельхозтехникой на протяжении 3-х лет не выполняются.
И никто за это до сих пор не ответил.
В проекте новой госпрограммы заявлено, что будет приобретено 47,7 тыс. новых комбайнов, 138,4 тыс. шт. тракторов, 13,7 тыс. кормоуборочных комбайнов. Цифры небольшие, но и не очень маленькие. Могут ли руководители машиностроительных предприятий на основе их планировать свою работу? Полагаю, это будет опрометчиво с их стороны.
Что порадовало. Деньги из бюджета предлагается выделить большие. Если в последние годы на поддержку АПК государство выделяло около 100 млрд. рублей ежегодно, в 2013 году планируется выделить 190 млрд (6,3 млрд долларов), а к 2020-му году увеличить поддержку до 335 млрд.
Это, бесспорно, хорошо. В том смысле, что поддержка села – важнейшее для экономики дело. И потом, увеличение дотаций селу поможет избежать гибельного вступления России в ВТО. Ранее заявлялось, что ради вступления в ВТО дотации селу будут сокращены. Главное, чтобы эти средства было правильно потрачены. Из предлагаемого проекта госпрограммы этого не видно.



И нечего возразить все так и есть и все это знают. Так хотя бы какие-то шаги для исправления делались. При этом руководстве МСХ вряд ли, скорее никогда!
И нечего возразить все так и есть и все это знают. Так хотя бы какие-то шаги для исправления делались. При этом руководстве МСХ вряд ли, скорее никогда!
И нечего возразить все так и есть и все это знают. Так хотя бы какие-то шаги для исправления делались. При этом руководстве МСХ вряд ли, скорее никогда!
Возразить есть что.
1. Бизнес как всегда ждёт манны небесной, начинать нужно с себя
2. Бабкин — Ростсельмаш просят поддержки экспорта. При этом сами, можно сказать по-глупости, создали себе проблемы на внутреннем рынке комбайнов.
Качество низкое, плановая наработка на отказ около 60 м/ч — не смешно?
Цены высокие, запчастей нет. Вопросы есть? Много импортных запчастей гидравлика, редуктора, двигатели, ремни. Изначально в машины и поставщикам закладывается задача — работа запасной части 3-4 года. Понятно комерция, но не таким же способом 🙁