«Пшеничная пробка».

Среда, 31 августа 2011, 03:00

Едва вернувшись на мировой рынок зерна, Россия столкнулась с традиционной проблемой — «пробкой» на Северо-Кавказской железной дороге. С 27 августа РЖД временно ограничила погрузку зерна в вагоны в адрес порта Новороссийск.

Ограничения (так называемая конвенция) введены «в связи с массовым поступлением вагонов-зерновозов и во избежание дальнейшего накопления и непроизводительного простоя вагонов в ожидании выгрузки», говорится в сообщении РЖД. С начала августа на территориях, которые обслуживает Северо-Кавказская железная дорога, значительно увеличилось число зерновозов, простаивающих в ожидании выгрузки в порту Новороссийска, — на Новороссийском зерновом терминале (НЗТ; входит в группу Новороссийского морского торгового порта, НМТП) и Новороссийском комбинате хлебопродуктов (НКХП). По данным РЖД, на Северо-Кавказской железной дороге к вчерашнему дню скопилось больше 3600 вагонов с зерном для новороссийского порта, из них 2100 единиц — в адрес НЗТ и 1500 — НКХП.

С 1 июля Россия отменила десятимесячное эмбарго на экспорт зерна. После окончания действия ограничений экспортеры, по данным РЖД, заявляют к перевозке через станцию Новороссийск по 500 — 600 вагонов в сутки — почти вдвое больше, чем могут перевалить новороссийские терминалы, указывают железнодорожники. «Несмотря на это, и НЗТ, и НКХП подтвердили грузоотправителям прием всех заявленных объемов. В итоге сложилась ситуация, при которой ежесуточная отгрузка значительно превышает выгрузочные возможности грузополучателей», — говорится в сообщении РЖД.

НЗТ контрактует ровно то количество зерна, которое способен перевалить на своих мощностях, возражает представитель НМТП. Он винит в проблемах погоду: с вечера 26 августа по утро 29 августа в Новороссийске действовало штормовое предупреждение. Представитель РЖД также говорит о неблагоприятных метеоусловиях. В порту была приостановлена погрузка, но сейчас порт работает в штатном режиме, добавил представитель НМТП, пишет газета «Ведомости».

Он указывает и еще одну проблему — диспетчеризацию вагонов. «Понятно, что у РЖД есть возможность управлять этим процессом не только за счет выгрузки, но и за счет погрузки», — говорит представитель НМТП. Представитель «Русагротранса» (крупнейший оператор парка зерновозов) вчера вечером не смог прокомментировать этот вопрос. На прошлой неделе, сославшись на проблемы с предпортовой инфраструктурой, снизил свой прогноз экспорта в августе Зерновой союз, объединяющий крупных экспортеров. В начале августа союз ожидал экспорта в 3-3,5 млн т за месяц. «Видимо, не получится даже 3 млн т», — цитирует президента союза Аркадия Злочевского «Интерфакс».

На сентябрь «Совэкон» прогнозирует экспорт в 3 млн т. По данным аналитического отдела «Русагротранса» на 29 августа, на сентябрь только по официальным тендерам заключено контрактов больше чем на 1 млн т, в том числе 620000 т — в Египет и по 150000 т — в Иорданию и Ирак. Обычно на 1 т зерна, экспортируемого по государственным тендерам, приходится 3 т поставок по другим схемам, говорит представитель «Русагротранса». Таким образом, объемы зерна, направляемого на экспорт в сентябре через порты, составят 2,8 – 3 млн т при максимальных мощностях по отгрузке из южных портов — 2,7 т (1,4 млн т — Новороссийск и Туапсе, 1,3 млн т — малые порты Азовского моря и Волго-Донского бассейна). В сентябре портовая инфраструктура тоже будет работать на пределе возможностей, резюмирует представитель «Русагротранса», из-за этого часть сентябрьских объемов отгрузки может быть перенесена на октябрь.

В нормальный урожайный год РЖД вводит конвенцию в направлении порта Новороссийска несколько раз в сезон, говорит гендиректор ИКАР Дмитрий Рылько. Причина — «узкое горлышко» Новороссийска, на который приходится 25-30% экспортных российских зерновых мощностей. Ослабить давление на инфраструктуру позволили бы железнодорожная ветка на Тамань (сейчас туда зерно доставляют машинами), расширение мощностей в самом Новороссийске по приемке и обработке вагонов и маршрутизация российского железнодорожного хозяйства, советует Рылько.

Представитель ОЗК (владеет 50,9% акций НКХП) не смог предоставить комментарии.

 
2 комментария к «Пшеничная пробка».
    0

    С проблемой столкнулась Россия, а как же казахские наши братья-конкуренты, уже субсидию установили на каждую перевозимую тонну зерна в причерноморский регион 40 долларов? А везти оказывается и некуда? -«Боливар не вынесет двоих?»

    Аноним
    0

    А было бы в стране животноводство, еще бы импортировать пришлось. Превратились в зерновой придаток недоразвитых и развивающихся стран.

Комментировать

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*

Генерация пароля