Кто виноват в том, что экологически чистая натуральная продукция фермеров с трудом пробивается на прилавки? На днях Международная Школа Бизнеса МТПП провела круглый стол «Эффективная работа с сетевыми магазинами. Требования, проблемы и перспективы». Представители госорганов, крупных сетевых компаний, малого и среднего бизнеса обсудили злободневные вопросы: фиксирование точек взаимодействия поставщика и сетевого магазина, поиск взаимовыгодных программ сотрудничества.
Вот что сказал председатель Московского крестьянского союза Николай Соин:
– Последнее время с завидной регулярностью то из одного, то из другого региона поступают сообщения о том, что, мог, торговые сети согласились предоставлять не менее 50, а то и 70% торговых площадей под продукцию местного производителя. И на федеральном уровне то и дело звучат обещания это обеспечить законодательно. Так вот: я в это не верю!
Сам я начинал работать с сетями, когда они только появились. Был почетным поставщиком магазинов сети «Дикси», когда она только стартовала, а потом, по мере роста, они в моей продукции перестали нуждаться. Появилась «Азбука вкуса» – поставлял ей огурцы, квашеную капусту и другие витаминные продукты. Как только эта сеть разрослись, мои объемы стали ей неинтересны. Я не стал догонять и ушел с этого сектора рынка совсем.
Глубоко убежден: как фермер, индивидуальный предприниматель, в торговую сеть я не смогу попасть никогда. Почему? Потому что сети это логистика, логистика и еще раз логистика. А фермеру некогда выстраивать логистические цепочки, с хронометром обеспечивая системные поставки своей продукции, как того требуют ритейлеры. Особенно, если речь идет о сезонных видах сельхозпродукции, таких, как овощи и картофель.
Потому-то сети пользуются услугами гигантов – агрохолдингов, таких, как «Дмитровские овощи», «Тульская нива». Молоко получают с мега-ферм. Попасть в сеть можно, только работая с такими крупными производителями или с агро-подразделениями самих сетей (таких становится все больше).
Однако специфика производства, скажем, картофеля в России такова, что 84-86% его урожая производят мелкие хозяйства. Понятно, что продавцы не имеют возможности работать с целой армией таких хозяйств, им куда проще работать с посредниками, скупающими корнеплоды у «частников».
Поэтому сегодня 90% продукции ЛПХ и значительная часть фермерской продукции проходит через систему посредников, когда с крестьянином рассчитываются в черную, в черную транспортируют сельхозтовары, в черную же продают на рынке. Пора признать, что это – серьезная болезнь всей страны, и в ситуации продовольственного эмбарго ее последствия могут быть очень тяжелыми. Для России непозволительная роскошь иметь такую огромную «налого-необязательную» зону как «черное» сельское хозяйство. Именно из-за него у нас скачки цен, неконтролируемое качество продовольствия, низкая рентабельность сельских подворий и т.п.
Поэтому надо очень срочно выстраивать цивилизованный рынок вместо существующего базара.
Говорят, ситуацию изменят логистические центры. А где гарантия, что их тоже не «оседлают» посредники? Во многих существующих ОРЦ это уже произошло: у фермера так же скупают все на краю поля, чтобы реализовать плоды его труда с необоснованной маржей уже не через рынки, а через логоцентры.
Решение этой проблемы лежит только через кооперацию. Скооперировавшись, фермеры смогут собирать значительные объемы одинаковой продукции и доставлять ее в логоцентр или непосредственно в торговую сеть.
Но такая кооперация возможна будет только при участии государства и самих сетей. Пока государство не сделает специальные программы, не вложит деньги и не организует процесс – сельхозтоваропроизводитель и торговые сети будут стоять по разные стороны.
А торговым сетям нужно начать с малого: выделить под фермерский продукт уголок, пусть 2% торговой площади, где фермер будет честно конкурировать с крупными поставщиками – за счет высокого качества и экологической чистоты продукции.
О Николае Соине не раз рассказывал в «Крестьянских ведомостях». Он «рубит правду» на съездах АККОР, на заседании комитета Госдумы, на встречах в правительстве. Да вот беда: фермерская правда, как и правда сотен тысяч сельских предпринимателей, видимо, не нужна «верхам». Так и топчемся на месте…
Александр РЫБАКОВ – «Крестьянские ведомости» — фото автора
Коллеги, большое спасибо за пропаганду нашей фермерской позиции. Однако не мешало бы указать, что это выступление Н.А. Соина опубликовано на сайте АККОР:
http://www.akkor.ru/statya/1544-na-soin-chernoe-selskoe-hozyaystvo-nepozvolitelnaya-roskosh-dlya-strany.html
Впрочем, еще раз спасибо, что воспроизвели его слово в слово.
С уважением — редакция сайта АККОР
Позиция уважаемого Соина Н.А. мне известна на протяжении последнего десятилетия (если не больше).
В отношении кооперативов по реализации фермерской продукции он уповает на государство, которое должно их создавать. Здесь он очень сильно ошибается( уповает на дядю)
А почему он, как Преседатель Москоского Крестьянского Союза, не создал в области ни одного подобного кооператива?