Что лучше: рост цен, но изобилие на прилавках, или дефицит при формальной дешевизне? Коммунисты отвечают на этот вопрос традиционно: главное зарегулировать цены, а останется ли после этого что-то в магазинах — время покажет.
Как стало известно из партийного источника, фракция КПРФ готовит законопроект, который обяжет торговые сети заморозить цены на социально значимые продукты и заставит бесплатно раздавать непроданный товар. Кстати, подобный опыт есть в странах Европы, где хлеб оставляют в тележках на улице перед магазином, едва он зачерствеет, и подкрепиться им может любой прохожий. Чего же нам ждать от отечественных магазинов осенью, в условиях кризиса?
Чтобы выяснить это, «Московский комсомолец» связался с автором готовящейся законодательной инициативы, членом президиума и секретарем ЦК КПРФ, депутатом Госдумы Сергеем Обуховым. А о том, к чему закон о регулировании цен может привести, — спросил у сенатора, председателя комитета Совета Федерации Валерия Рязанского.
— Никакого серьезного разговора о том, чтобы раздавать просроченные продукты бедным, сейчас не идет. Это выдумки, — сказал депутат от КПРФ Сергей Обухов. — Если интересно, то я расскажу, что мы планируем на самом деле. Поправки в закон о торговле, которые предполагают ограничение роста цен на социально значимые товары и продукты питания, фракция КПРФ уже вносила, но его «завалила» «Единая Россия». Однако нам представляется, что есть смысл к нему вернуться.
На этот раз вместе с Валерием Рашкиным (член ЦК, первый секретарь Московского горкома КПРФ) мы подготовили и отправили запрос на имя председателя правительства Дмитрия Медведева. В нем мы привели статистику подорожания продуктов питания и попросили объяснить, какие меры принимает правительство для сдерживания роста потребительских цен во втором полугодии? Как используются механизмы поддержки отечественного производителя и почему цены на социально значимые товары далеки от разумного уровня?
-Что будет после того, как вы получите ответ на этот депутатский запрос?
— Вот после того, как мы изучим ответ, то, как раз, и собираемся предложить свои законодательные инициативы, а именно — поправки в закон о торговле.
— Почему бы не подготовить их сразу, не дожидаясь ответа премьера, который вряд ли удивит новизной?
— Мы хотим получить письмо от Медведева, чтобы нас сразу не послали его коллеги из «ЕР». Ответ премьера и председателя «Единой России» поможет нам обосновать необходимость наших законопроектов, и добиться их принятия от парламентского большинства.
— Какие поправки в закон о торговле вы хотите внести?
— Я должен напомнить, что в начале года торговые сети добровольно согласились заморозить цены на 20 социально значимых позиций. Но через 2 месяца перестали их удерживать. Мы хотим заморозку цен закрепить законодательно, чтобы это было не доброй волей супер-и гипермаркетов, а — законом. И мы полагаем, что перечень социально значимых товаров должны определять не сами сети, как им вздумается, а — утверждать правительство, согласно законопроекту, который будет нами внесен. И в нем нужно четко прописать механизмы контроля. Я не думаю, что сети от этих ограничений пострадают. У них сейчас маржа на сахар — 50%, на морковку — 150%. Закон попросит не повышать их больше.
— Но если такой закон будет принят, то возможны и риски: утвержденные правительством социально значимые товары могут просто исчезнуть с прилавков. Вас это не пугает?
— Риски всегда есть. В торговле всегда возможны и сговор, и спекуляции, и любые злоупотребления. Но мы ведь предлагаем заморозить цены не на весь массив продукции, а только на ту часть, которая является вопросом выживания для 20 миллионов наименее обеспеченных граждан России. А для того, чтобы проверять, насколько добросовестно продавцы выполняют нормы закона, существуют Роспотребнадзор, прокуратура, другие контролирующие органы.
Но самое главное, на наш взгляд, в том, что сети в любом случае не будут заинтересованы в исчезновении социальных товаров. Да, им придется немного умерить свои аппетиты. Но если они пойдут по другому пути и уберут с прилавков совсем дешевые продукты, то сами же пострадают сильнее всех потому что лишатся очень большого сегмента покупателей экономкласса.
Этот механизм уже действует применительно к аптекам, и лекарства в них не пропали. Почему же практику не распространить на продукты первой необходимости?
— У такого законопроекта две опасности, — уверен сенатор Валерий Рязанский, — Первая в том, что он не реализуем с точки зрения администрирования: к каждому ценнику проверяющего не поставишь. Вторая — более серьезная: он может привести к дефициту. Если какую-то продукцию заставят продавать по необоснованно заниженной цене, то она — либо уйдет на другие рынки, либо ее просто перестанут производить.
Сегодня регулировать цены вполне в состоянии сам рынок. Я летом объехал много аграрных областей и убедился в том, что отечественных продовольственных ресурсов у нас более чем достаточно. Курская область, в которой я только что был, в этом году сдаст зерновых культур столько, сколько не снилось и в ударное советское время. Похожая ситуация в Воронежской и других областях. И это при том, что урожай собирается спокойно, планово, без авралов и трудовых подвигов. Основные сорта хлеба там не дорожают уже очень давно. Губернаторы создают резервные зерновые фонды: когда хлеба на рынке много, то покупают его недорого, но достаточно выгодно для производителей. А в периоды, когда мука на рынке по объективным причинам может подорожать — регион производит выброс на рынок этого запаса, чем сбивает ценовой ажиотаж.
Так же, как цену на хлеб, рыночными методами можно регулировать цены на крупу, картофель, масло, макаронные изделия и т.д.
Агентство АгроФакт
Почему у нас нет образовательного и интеллектуального ценза при выборе депутатов? Насколько нужно ничего не понимать, чтобы нести такую ахинею! Кровь стунет в жилах от того, куда эти люди могут завести страну