11 апреля состоялся митинг защитников Тимирязевской сельскохозяйственной Академии, которые в категорической форме потребовали отмены решения о передаче Фонду РЖС более 100 гектаров под жилищную застройку.
Мороз по коже пошел, когда из репродуктора раздалась патриотическая песня и ветераны подняли головы. Так, наверное, уходили защищать Москву от врага. Юноши и девушки раздавали листовку: «Защитим Тимирязевку»! Вверху напоминание: «Прочитал – передай другому». Да что ж это, военные времена наступили? Кто с кем воюет? Студенты, аспиранты и доктора наук стоят с плакатами: «Ни пяди земли», «Тимирязевка не продается», «Остановите развал вуза», «Владимир Путин, спасите Тимирязевку» … Вот группа сотрудников кафедры физиологии, этологии и биохимии животных изучают листовку.
Читаю и я, и глазам не верю: «Над Тимирязевской Академией нависла угроза уничтожения. Распоряжениями Федерального агентства по управлению имуществом от 16 марта 2016 года №171-р и №172-р прекращено право постоянного (бессрочного) пользования РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева земельными участками, находящимися в ведении Университета с момента его учреждения в 1865 году». Речь идет об изъятии у Тимирязевки 100 га земли опытных полей под жилищную застройку.
– К чему это может привести? – интересуюсь у одного из организаторов митинга, декана аграрного факультета Александра Соловьева.
– Изъятие данных земельных участков вызовет прекращение функционирования старейших в России факультетов агрономии и биотехнологии, садоводства и ландшафтной архитектуры, зоотехнии и биологии, – разъяснил он. – В результате будет ликвидировано 20 участвующих в научном обеспечении импортозамещения на агропродовольственном рынке центров и лабораторий, сотрудники которых в 2015 году были удостоены премии Правительства РФ в области науки и техники. В зону отчуждения вошли такие уникальные объекты, как опытное поле с центром точного земледелия, длительный (с 1912 г.) стационарный опыт, внесенный в международный реестр под номером 8, коллекционный участок плодово-ягодных культур – Мичуринский сад площадью 20 га, заложенный в 1939 году, аналогов которому нет в России.
Нам предлагают ехать в Московскую область, в Тверскую. Но это огромные затраты. А учебный процесс неразрывно связан с опытными полями. Фактически это закрытие Тимирязевки. Все делается ради строительства элитного жилья вдоль Тимирязевского леса.
На помосте с гневными речами выступали преподаватели, депутаты Госдумы, ветераны. Всем врезалась в память речь депутата Госдумы Андрея Туманова в защиту Тимирязевки.
Как известно, 4 апреля в Минсельхозе России состоялось заседание рабочей группы по развитию Тимирязевки, на котором ректор Вячеслав Лукомец представил предложения академии по компенсационным мерам в рамках передачи в управление части неиспользуемых земель академии Фонду развития жилищного строительства. Комментируя это событие, «Крестьянские ведомости» задались вопросом: «Минсельхоз и ректор «сдают» Тимирязевку»? Материал прочитали почти 20 тыс. человек, были даны 43 нелестных комментария в адрес Минсельхоза и ректора. Один даже требовал «уволить с волчьим билетом подписавших это постановление чиновников, чтобы другим впредь неповадно было даже мечтать о квартирах в Тимирязевском парке». Конфликт вышел уже за пределы РФ.
За душу задел комментарий, который дал доктор биологических наук, академик Муратбек Карабаев, Астана, Казахстан: «Немного в мире научно-образовательных центров, исследовательских университетов, которые могут сравниться с «тимирязевкой». Можно ли представить себе, что отнимают территорию для жилищного строительства у Кембриджского, Оксфордского, Сорбонны… Россия — великая и самая большая по территории страна, там всем найдется земля для жилья. В современном мире, когда нависла угроза продовольственной безопасности, изменения климата, необходимо как раз-таки усиливать и укреплять такие институты и организации, как Тимирязевская сельскохозяйственная академия».
Наука и образование стали заложниками у чиновников и еще кое у кого. На вопрос автора строк, как вы оцениваете страусиную политику ректора Тимирязевки, преподаватели отворачивались в сторону – не хотели портить отношений. И когда к микрофону подошел Вячеслав Лукомец, я, честно говоря, был удивлен. До этого он нигде публично не светился. А тут выступил с призывом к единству сотрудников: не позволим расколоть наш коллектив. Из многосотенной толпы сразу раздалось: вы с кем? Я с вами, отвечал ректор. Но студенческие и преподавательские голоса не унимались: заявите свою позицию: вы против изъятия земель или за изъятие? Прижатый к стенке ректор был вынужден заявить в микрофон: я против изъятия земель. Тогда в толпе вздохнули и даже захлопали кое-где.
Узнав, что автор строк является спецкором «Крестьянских ведомостей», издания, активно защищающего интересы Тимирязевки, сотрудники охотно давали интервью. Декан факультета зоотехнии и биологии Юсупжан Юлдашбаев, д.с.-х.н., профессор рассказал:
– Если планы хитроумных рейдеров воплотятся в жизнь, то надо сносить конно-спортивный манеж, единственный в России (70 лошадей 17-ти пород), который готовит коневодов. И птичник, где собрано уникальное стадо. И получается, подготовка зоотехников превращается в фарс. Возить студентов за 100 км на практические занятия — дикость.
На митинге не было случайных людей. Вот Николай Тарасенко, профессор генетики, академик РАЕН. Он рассказал мне, как 7 апреля во время встречи замминистра с/х РФ Джамбулата Хатуова с сотрудниками Академии, поставил того в тупик рассказом: «Я работаю в академии 50 лет, в 1992 году был на приеме у Лужкова, и он сказал: «Я оставлю вам все поля, потому что второго такого института нет в России. Сейчас правительство говорит, что у нас проблемы в сельском хозяйстве, а вы сами забираете наши поля. Вот когда в 1941 году наш лес пытались вырубить, ректор позвонил Сталину, и всех, кто отдал приказ рубить деревья, расстреляли».
Гражданская активность сотрудников, СМИ показала свою силу, и руководители парламентских партий не прошли мимо протестных акций в поддержку Тимирязевки. Как сообщил на митинге представитель КПРФ, лидер коммунистов Зюганов идет на встречу с председателем правительства Медведевым, чтобы убедить того прислушаться к мнению коллектива РГАУ-МСХА.
P.S. Когда готовился материал, пришло сообщение ТАСС: премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Минсельхозу РФ и Агентству по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК) провести дополнительные общественные обсуждения вопроса об использовании земель Тимирязевской академии. «Вокруг этих решений возникла дискуссия, коллектив это неоднозначно воспринял, несмотря на то, что проводились консультации по линии Минсельхоза и по линии АИЖК, поэтому я считаю правильным организовать здесь дополнительное общественное обсуждение для того, чтобы люди могли высказаться, предложить свои варианты развития и академии, и, конечно, жилищного строительства вокруг Москвы, взвесить все «за» и «против», — цитирует Медведева ТАСС. Он сказал это 11 апреля на совещании с вице-премьерами, при этом подчеркнул, что при обсуждении должны быть учтены интересы как университета, так и города.
«Этим вопросом займется Минсельхоз и АИЖК. Такое поручение я по обращению политической партии («Справедливая Россия») дал. Игорь Иванович, вы посмотрите за общим процессом», — обратился Медведев к первому вице-премьеру Игорю Шувалову.
Вопрос о судьбе земель вуза вошел в число наиболее популярных среди тем, которые интересуют россиян перед прямой линией с Владимиром Путиным, запланированной на 14 апреля.
Словом, грозовые тучи над Тимирязевкой немного расходятся. Поживем – увидим. «Крестьянские ведомости» будут держать своих читателей в курсе драматических событий.
На снимках: во время митинга
Фото автора



Вопрос о сохранении Тимирязевки- это вопрос "не праздный", это вопрос общенационального, общероссийского масштаба, это вопрос, напрямую связанный с реальным , а "не мнимым" обеспечением национальной продовольственной безопасности; вопрос о сохранении лучших традиций и практик в отечественном аграрном образовании…. Общение с коллегами из разных регионов, которые принимали активное участие в сборе подписей в поддержку Тимирязевки на Change.ru; на портале по сбору голосов, чтобы вопрос о судьбе Тимирязевки был озвучен в прямом эфире президенту — одно из наглядных тому подтверждений
Проблема Тимирязевке показала, как чиновничья хунта относиться к сельскому хозяйству. Если такой беспредел возможен в столице. то можно себе представить что твориться в провинции!