В очередной беседе директор агентства «Стратег» Владимир РЕШЕТНЯК акцентирует внимание на проблемах и перспективах нового зернового сезона. — Непреложными условиями для существования и развития общества, являются наличие и доступность продовольствия, а зерновой комплекс имеет в этом плане ключевое значение. Какие перспективы просматриваются на мировом и российском рынке зерна в этом году?
Полагаю, наиболее наглядно перспективы мирового и российского рынка зерна мы можем представить по июльским оценкам Минсельхоза США в пятилетних статистических рядах.
Полагаю, в августе американцы очередной раз уронят оценки производства зерна в мире и в России, поскольку за прошедший месяц госпожа погода внесла свои коррективы.
— Как это отразится на ценах и какие ценовые уровни сформировались на данный момент, в частности, какие ценовые тенденции наблюдаются на зерновом рынке в этом месяце?
Снижение оценок производства предполагает снижение балансового индекса, который на краткосрочную перспективу текущего месяца предопределяет ценовые уровни, на перспективу сезона ценовые тенденции и могу вам сказать, на данный момент они повышающие.
Июль ознаменовался ценовым всплеском на мировом и российском рынке зерна, причем для нашего рынка это не характерная особенность, а исключение и уже сейчас очевидно, что в июле средемесячные цены зерна на российском рынке превзойдут уровень июня. В обозримой истории нашего рынка такие расклады наблюдались исключительно в июле 2007 года.
— Означает ли это, что сезон 2010 – 2011 будет развиваться по сценарию 2007 – 2008 года, и какие ценовые уровни вы считаете справедливыми для всех операторов рынка зерна в лице производителей, переработчиков, животноводов, экспортеров, конечных потребителей?
Гипотетически опасность повторения сезона 2007 – 2008 года существует, поскольку цена зерна зависит от реального баланса, а у нас он настолько лукавый, что регулировать процессы ценообразования крайне проблематично. В частности, эксперт Дмитрий Рылько подметил, что муссируемые в прессе переходящие запасы в 24 млн тонн это официальные запасы на 1 июня и если вычесть экспорт и внутреннее потребление на начало этого сезона, который начинается 1 июля, реальная цифра начальных запасов составит 17 млн тонн. Извините, но 7 млн тонн недопустимая погрешность, которая мутит реальность до такой степени, что не мудрено к концу сезона « ориентацию поменять» превратившись из экспортера в импортера зерна. Аналогичная ситуация с оценкой урожая, которая сейчас ориентировочно на 85 млн тонн скорее желаемая, чем действительная. На насыщенном рынке такой оптимизм для баланса допустим, но на дефицитном рынке это может привести к плачевным последствиям, а первыми жертвами « обманутых ожиданий» окажутся животноводство и переработка. Поэтому я полагаю, ни к чему господам чиновникам мутить реальность бодрыми рапортами.
Чем точнее оценка ситуации, тем проще решать проблемы на опережение, а не вдогонку, тем более что с Казахстаном и Украиной мы можем в бильярд играть на зерновом поле, и тому способствует логистика рынка. Экспортный потенциал наших зерновых соседей оценивается в этом сезоне соответственно Казахстан – 8 млн тонн, Украина – 19 млн тонн. Внешнеторговый обмен на межгосударственном уровне позволяет торговать без « валютного посредника», а ОЗК в этом плане имеет соответствующий статус и полномочия, и остается в бильярд поднатореть, когда чужак загоняет свояка в экспортную лузу. Иными словами, при напряженном балансе мы можем обменивать нужные соседям товары на зерно, а свое зерно экспортировать без оглядки на собственные закрома. Если вы помните, европейцы по линии ВТО очень возражали против « зернового пула трех рук» Россия, Украина, Казахстан и как думаете, с какого такого перепуга?! Они виртуозно в «зерновой бильярд» играют и в среднем за 10 лет импортируют 14 млн тонн, а экспортируют 22 млн тонн зерна в год. Поэтому их зерновые операторы суетятся, как челноки, а государство налоги и сборы с импорта – экспорта по максимуму рубит. Полагаю, что и нашим рулевым пора научиться играть по всему роялю, а не на двух закупочных и товарных клавишах романс из двух нот фальшивить и с упоением аплодировать самим себе любимым.
Это среднегодовые цены, которые аграрии южных регионов считают справедливыми для нынешнего зернового сезона. Думаю, что и экспортеры против таких ценовых уровней не будут возражать, поскольку на мировом рынке сейчас наметился устойчивый повышательный тренд. Животноводы и хлебопеки тоже не обеднеют, если разъевшейся рознице аппетит приструнить, а это сфера компетенции ФАС. Для аграриев это достаточный, но не избыточный уровень цен, способный обеспечить расширенное воспроизводство аграрной продукции, если монополистов в лице энергетиков и транспортников прихватить за место, где у них совесть растет.
Но есть нюансы…
Пострадавших от засухи аграриев Поволжья и Черноземья эти цены не спасут, поскольку они не получили урожай, способный перекрыть их производственные издержки, но кто считает, что это их личные проблемы, глубоко заблуждается. Это общегосударственная проблема и на ее решение остаются считанные недели. Если Поволжье и Черноземье не смогут отсеяться по полной программе, под выборный сезон 2011 – 2012 года мы выйдем с дефицитным балансом, а цены зерна и продовольствия могут зашкалить за все мыслимые пределы. Для наглядности, позвольте напомнить диаграмму « трехлетней выдержки» где был представлен ценовой прогноз по пшенице 3 класса и третий год он идет « ноздря в ноздрю» с фактическими ценами.
— Скажите, если к 2011 – 2012 году цены выйдут на обозначенную в прогнозе траекторию, какими последствиями это чревато для рынка продовольствия и государства в целом?
Это траектория социального взрыва, потому как покупательная способность большинства граждан России ограничена, а аппетиты розничной торговли безграничны. При таком сценарии Москву можно называть « третьим Римом», а Россию « Колоссом на глиняных ногах»…
В прошлой беседе мы рассматривали риски ценовых ножниц нефть – вниз, зерно – вверх и полагаю, вам понятно насколько разрушительным может быть резонанс для нашей сырьевой экономики. Поэтому, власти нашей было бы преступно недооценивать эти риски и имитировать бурную деятельность по модернизации экономики, в то время как в фундаментальных основах государства ТЭК и АПК запас прочности, мягко говоря, ненадежен. Первоочередные меры для укрепления фундамента, на мой взгляд, очевидны – квотирование экспорта энергоресурсов на случай, если цены углеводородов на мировом рынке начнут заваливаться, и полномасштабное финансирование аграрного сектора, чтобы не допустить обвального сокращения производства и взрывного всплеска цен на продовольствие под выборный сезон 2011 – 2012 года. Надеюсь, что эти очевидные факторы риска не останутся без внимания со стороны государства.
— Владимир, а можете обобщить под одним знаменателем проблемные аспекты развития отечественного АПК и что, на ваш взгляд, является « ручным тормозом» его развития?
Недавно побывал в деловой поездке по Центральному Черноземью и Северному Кавказу и имел честь встретиться и познакомиться с умными, честными и добросовестными аграриями, с которыми мы как раз и сводили под одним знаменателем проблемные аспекты развития АПК по стратегически важным сферам деятельности. В итоге сошлись во мнении, что таковых всего три, но решение этих задач требует вывода российского АПК на качественно новый уровень, а формулируется ключевая проблематика нашего АПК аббревиатурой из трех букв СПЖ.
Семеноводство, которое деградирует в отсутствии адекватной государственной стратегии по его развитию и теряет позиции, а это ставит нас в зависимость от импорта семян.
Плодородие, которое незаметно для современников и фатально для потомков, вымывает с полей антинаучным подходом и отсутствием программ по сохранению плодородия.
Животноводство, которое имеет не системный, а импульсивный характер, не конкурентно по отношению к импорту в силу целого ряда экономических и политических факторов.
С точки зрения нашего « коллективного разума» – это три взаимосвязанных стратегических приоритета, представляющих форсированные двигатели развития отечественного АПК.
Сдерживающим фактором не только АПК, но и прочих производственных сфер с высокой добавленной стоимостью, в моем понимании, тоже является аббревиатура из трех букв ФЭП и расшифровывается эта аббревиатура финансово – экономическая политика. Субъектами этого словосочетания являются банкиры, олигархи, чиновники и вся эта « бочка» катится под откос по причине, которую мы обозначили в предыдущей беседе. Система « отнимать и делить» конечна в силу математических законов, когда отнимать от 0 бесполезно и делить на 0 нельзя…
— Можете пояснить, что в России и во всем мире происходит с погодой в этом году, какие факторы активизировали летние температурные аномалии, какая погода у нас будет осенью и в частности, помогут ли аграриям дожди провести озимую посевную кампанию?
Вообще, « погоду мы не делаем», это сфера компетенции метеорологов, тем не менее, при исследовании цикличностей наши аналитики в начале лета прошлого года обратили внимание на погодный феномен El Nino, спрогнозировав его развитие до конца 2010 года. Год спустя, мы можем сделать вывод, что просчитали его развитие близко к цели. Судя по всему, аномальная жара на территории России вызвана этим феноменом, возникающим при перегреве мирового океана на +0,5 и более градусов выше нормы. Это природное явление для мирового аграрного комплекса чревато погодными сюрпризами (наводнения, тайфуны, засухи), наша страна в этом плане не исключение, так что стоит принять это как данность, исследовать его влияние на наш аграрный комплекс и учитывать этот фактор при долгосрочном планировании. В частности, мы выяснили, что наиболее близкий периоду 2007 – 2010 года аналог температурных аномалий по « горячему» феномену El Nino и его « холодному» антиподу La Nina, 1970 – 1973 годы.
Если мы верно рассчитали цикличность El Nino, тогда во второй половине 2010 года стоит ожидать его « рокировки» с La Nina. По идее, сухая жара уступит место влажной прохладе, а это шанс для аграриев Поволжья и Черноземья нормально провести озимую посевную кампанию и надеяться на достойный урожай 2011 года. Конечно, это лишь предположение, хотя косвенные признаки говорят в пользу такой версии. В частности, если сопоставить 2009 год с 1972 годом, затем присмотреться к 1973 году и провести аналогию с 2010 годом, практически все регионы, пострадавшие от засухи в этом году увидят, что предполагаемая аналогия говорит в их пользу на перспективу урожая 2011 года. На более детальные исследования у нас не хватает времени и сил и надеемся, что МСХ заинтересуется нашими изысканиями и возьмет их на вооружение. Климатические изменения более сложное для исследователей явление, но я так полагаю, пока ученые – климатологи над этой проблемой будут корпеть, стоит поднимать мелиорацию.
— Бесспорно, после столь разорительной засухи, мелиорация земель в зонах рискованного земледелия является приоритетным проектом, но аграриям решить эту задачу не реально и в этой связи возникает вопрос об источниках финансирования проектов мелиорации.
По сути, мелиорация — экономическая форма страхования урожая от засухи, и согласитесь, что такой инструмент эффективнее финансового страхования. Если урожая никак нет, так хоть страхуй, хоть не страхуй, все равно получишь… дырку от бублика. Все страховщики, равно как и банкиры в убыток себе не работают, а как они « поднаторели» увиливать от исполнения своих обязательств, так это просто « шутки юмора». Одному из наших деловых партнеров умудрились через суд отказать с формулировкой о не прописанной в договоре « зимней засухе».
Субсидирование кредитов, такая же разводка, когда из бюджетного кармана через карманы аграриев карманы банкиров наполняют с видом « бескорыстной заботы» о кормильцах и на этот « театр абсурда» уже стыдно смотреть. Все познается в сравнении, а по сравнению с развитыми агропромышленными экономиками на аграрный сектор экономики у нас как повелось со времен идеологов « черной дыры» ноль целых и мало десятых в бюджет закладывать, так и закладывают, сдабривая эпитетами « амбициозный» и « беспрецедентный». На самом деле, сельское хозяйство страдает от недофинансирования, а по цепочке ослабляются все взаимосвязанные с ним сферы реальной экономики. Между тем, в недалекой перспективе в мире может обостриться проблема дефицита продовольствия и если Россия не сможет нарастить поставки на мировой рынок, опасность социального взрыва может назреть в мировом масштабе. Поэтому позвольте подвести черту под нашей беседой выводом из исследования « Россия на карте мира» и миссией России в третьем тысячелетии:
— Мы вплотную подошли к рубежу, с которого в коротком, но емком афоризме для нашей страны просматриваются лишь три пути: « жить рабом – унижение, умереть свободным – доблесть, жить свободным – достоинство» и этот ответственный перед своими предками и потомками выбор предстоит совершить нынешним поколениям граждан России.
Миссия России в третьем тысячелетии:
- Поддержание баланса интересов между нефтедобывающими и нефтепотребляющими экономиками, обеспечение экономического паритета и геополитической стабильности между развивающимися экономиками Востока и развитыми экономиками Запада.
- Продовольственное обеспечение экономик с ограниченными агропродовольственными ресурсами, возмещение дефицита продовольствия, обостряющегося в процессе роста численности населения планеты и производства альтернативного топлива.
- Выпрямление внешнеторговых контактов между развивающимися экономиками Азии и развитыми экономиками Европы, обеспечение межконтинентального взаимодействия за счет развития транспортной и логистической инфраструктуры.
четко, метафорично. Мощно.
Я согласен со всем