К началу третьей декады мая Росстат еще не подготовил данные по итогам работы всех категорий хозяйств в аграрном секторе страны. Но вот информация о том, как поработали животноводы крупных, средних и малых сельхозпредприятий уже обнародована. Неожиданностей почти нет. По-прежнему наибольший прогресс наблюдается в тех отраслях, которые считаются приоритетными в решении мясной проблемы, — птицеводстве и свиноводстве. И столь же постоянной остается тенденция к сокращению стада крупного рогатого скота.
За январь-апрель текущего года сельскохозяйственные предприятия (здесь и далее приведены данные именно по ним) произвели скота и птицы в живом весе 1 млн 932 тыс. тонн – 115,2% к уровню соответствующего периода. Из общего прироста – почти 255 тыс. тонн – более половины принесло птицеводство. Если за первые четыре месяцы прошлого года мяса птицы было произведено 949,7 тыс. тонн, то в этом году за то же время – 1 млн 106,5 тыс. тонн (116,5%). В свиноводстве прирост скромнее – 102,7 тыс. тонн. Однако в этой скороспелой отрасли темпы роста оказались даже выше – 126,1% (393,1 тыс. тонн произведено в живом весе за январь-апрель 2009-го и 495,8 тыс. тонн в январе-апреле 2010 года).
А вот с говядиной все сложнее. В общей структуре производства мяса сейчас ее доля в пределах 15 — 16% (а когда-то занимала более половины). И имеет тенденцию к дальнейшему падению. Если за январь-апрель прошлого года производство крупного рогатого скота (в живом весе) составляло 320,3 тыс. тонн, то за четыре месяца этого года – 316,8 тыс. тонн (минус 3,5 тыс. тонн).
Иначе и быть не могло – отечественное скотоводство продолжает сжиматься численно. Если на 1 мая 2009 года стадо крупного рогатого скота в сельхозпредприятиях насчитывало 9 млн 951,2 тыс. голов, то через год – 9 млн 631,7 тыс. голов. То есть на 320 тыс. животных меньше. Примерно столько КРС сегодня имеется в сельхозпредприятиях таких значимых для животноводства областей центра России как Курская, Липецкая и Орловская. Как бы потеряли три региона.
Маточная часть стада также сокращается. Если в конце апреля 2009 года коров в сельхозпредприятиях насчитывалось 3 млн 803,6 тыс. голов, то нынче к 1 мая их осталось 3 млн 718,5 тыс. – на 85,1 тыс. меньше. Почти столько же буренок в хозяйствах Ивановской, Костромской, Тамбовской и Новгородской областей вместе взятых. Причем, уменьшение дойного стада наблюдается в абсолютном большинстве регионов страны. А в некоторых из них, таких как, например, Брянская, Курская, Московская, Орловская области, спад в коровьем стаде составляет от 5 до 10%. Небольшой прирост в анализируемый период наблюдался в Воронежской, Калужской, Калининградской, Ленинградской, Псковской областях, Мордовской республике, Татарстане и некоторых других регионах. Правда, резко – с 22,5 тыс. в прошлом до 40,1 тыс. голов в этом году увеличилось число коров в сельхозпредприятиях Республики Дагестан, но пока в Минсельхозе РФ нет ясности, за счет чего это произошло.
Надо сказать, что в молочном скотоводстве спад дойного стада возмещается за счет роста его продуктивности. Правда, сельхозпредприятиям тех же Московской и Тамбовской областей этого сделать не удалось, они, как говорят, «минусуют» по валовым надоям. А в целом по стране за январь-апрель текущего года надоено молока в расчете на 1 корову молочного стада – 1493 килограмма против 1421 килограмма в прошлом году. Судя по данным статистики, этому способствовало и увеличение наличия кормов, в том числе и концентрированных. Так что в целом по стране производство молока в сельхозпредприятиях за первые четыре месяца этого года составил 4 млн 618,7 тыс. тонн против 4 млн 528,3 тыс. тонн за этот период в прошлом году – прирост 2%.
А вот по говядине, как говорилось ранее, наблюдается спад в производстве порядка 1,1%. Здесь снижение поголовья повышением продуктивности оставшихся животных возмещать не удается – «шлейф» стада (молодняк на откорме) слишком скромен. В то же время специализированное мясное стадо хотя и прибывает, но все еще занимает не более 2 — 3% в структуре поголовья отечественного КРС. Современный российский капитал не хочет вкладываться в отрасль, дающую отдачу лишь через несколько лет, а государство здесь не щедро на стимулы. Так что очень сомнительно, что в ближайшие годы российская телятина и говядина начнут теснить аргентинское и бразильское мясо КРС.
Может быть, по мере выхода из кризиса ситуация изменится? Хочется надеяться. Потенциал отрасли – луга и пастбища России даже в ближайшем Подмосковье, способны прокормить многие миллионы герефордов, ангусов, шевроле, не говоря уж о казахской белоголовой, симменталах, калмыцком скоте…



Пока не закончится бред, что в стране надо развивать только мясное скотоводство, не будет никакого. Наполнение рынка всегда идет только снизу, а молока пока не хватает. Ученых степеней наполучали, а простых экономических закономерностей не знаете. Сначала стабилизируйте молочное животноводство, а потом беритесь за мясное.
мы до 70 млн логов шли с 1932 года, во вы и решите сколько лет потребуется для того чтобы с 2010 года вернуть показатель на уровень 1991 года если хотите доказать что это путь эффективный,альтернатива съесть к 2020 году все южноамериканское стадо, где нет молока честно покажите, лучше не уединяться а смотреть что происходит вокруг нас и может быть оградить свое сельское население от тяжелого свиноферменного труда на время дать приростить людей и думать мозгами, нужно научиться беречь продовольствие и позволить некоторое разноообразие в рационе питания, завозя из-за рубежа товары, иначе сядем на список привяжем к минимуму и будем думать что все хорошо все сытые все довольные, нам нужны овощи и витамины на этой говядине соскучитесь что кто по-стареше и остепененные этого не понимают мы дял чего ездим за границу чтобы солнца повидать, в море поискупаться, конечно мыслями об еранге мы далеко не шагнем, это наша реликвия ее нужно беречь, так что упираться и решать что кто голосиситый тот самый сильный как на бирже мы будем отставать и дальше, на столе должно быть все и каждый должен иметь возможность потреблять все, но много ли черного хлебаедимзадень-как солдатыполбуханки
Посмею заметить, что любое американское пособие по мясному скотоводству начинается простыми словами: «Прежде чем начинать работать со специализированным мясным скотом, оцените, куда вы будете реализовать мясо, которое более дорогое, чем от молочного скота». Развитие рынка и производства идет не от желания единичных потребителей или властей разнообразить рацион, а от покупательной способности населения. Сегодня даже американцы съехали с потребления дорогой говядины на курятину и свинину, а что говорить о россиянах, если кормов, способных повысить эффективность производства мяса в стране крайне недостаточно. При самом благоприятном раскладе, для того, чтобы вылезти из ямы по поголовью надо не менее 25 лет (посчитайте по известной формуле). Никто не отрицает, что мясным скотом надо заниматься (особенно тем, кто может позволить себе не учитывать затрат), но в нашей ситуации молочный намного важнее.