Как уже сообщали «Крестьянские ведомости» (см. www.AgroNews.ru от 09.12.2009), Госдума перенесла рассмотрение закона о торговле во втором чтении на 11 декабря. Ситуацию комментирует председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Валентин Денисов.
Консультации по закону продолжаются, — рассказал глава аграрного комитета. – Споры ведутся по ряду принципиальных позиций, таких как запрет брать с поставщиков любые бонусы, кроме премии за объем в размере 10%, жесткие сроки оплаты поставленного товара, запрет сети открывать новые магазины в муниципальном образовании, если ее доля на рынке превышает 25%.
Кроме того, депутаты внесли предложение о наделении правительства и региональных и муниципальных органов власти правом регулировать цены и предельные нормы торговых наценок. Это она из главных поправок, выносящихся на голосование во втором чтении.
Сейчас вся ответственность за размер наценок и взаимоотношения с поставщиками лежит на торговых сетях, — объясняет Денисов. — С принятием закона это положение изменится, ибо в государстве кто-то должен взять на себя ответственность за уровень розничных цен, — замечает он. — Кроме правительства заниматься этим вопросом в России некому.
По мнению Валентина Денисова, соответствующая норма должна быть прописана в законе о торговле. Это не означает, что правительство будет пользоваться правом регулирования цен и торговых надбавок в ежедневном режиме, — добавляет он. — Но ведь на рынке бывают форс-мажорные обстоятельства, когда управлять ситуацией нужно очень четко.
Нынешняя редакция закона о торговле, одобренная профильным комитетом Госдумы, устраивает всех – и депутатов, и правительство, и Совет Федерации, продолжает Денисов. Закон отражает, хотя и не в полной мере, реальную ситуацию на рынке. Недавно я изучал информацию по регионам – так, несмотря на то, что сельхозпродукция на уровне производителей подешевела, цены в магазинах на нее выросли на 40%, — приводит пример глава аграрного комитета. — Вот какие накрутки делает ритейл.
Вместе с тем, в судьбе законопроекта о торговле есть два подводных камня, — замечает Денисов.
Первый – противостояние Администрации президента, защищающей принцип свободной торговли и по сути, занимающей позицию торговых сетей. Второй – недвусмысленные намеки Совета Федерации о возможной блокировке этого закона в случае изменения его принципиальных норм.
Борясь за интересы производителей фактом непринятия закона хотя бы в таком виде, в котором он подготовлен ко второму чтению, мы ударим именно по производителю, — замечает Денисов. — Потому что торговые сети заинтересованы в отсрочке.
Мы должны исходить из того, кому нужен этот закон, — рассуждает глава аграрного комитета. — А нужен он, в конечном итоге, рядовому гражданину, который приходит в магазин. Потому что он должен быть уверен, что денег в кошельке хватит на необходимые продукты и что он приобретет за эти деньги качественный товар, — подчеркивает Денисов.
Однако, по его мнению, одним законом о торговле все проблемы на продовольственном рынке решить нельзя. Нужен свод законов, полагает председатель аграрного комитета Госдумы.
Необходимо разработать закон о продовольственной безопасности и ряд других законодательных актов, которые бы защищали отечественного производителя, — подчеркивает Денисов. — Кроме того, назрела проблема совершенствования закона о техрегулировании, который пока трудно выполняется. Нужно разрабатывать жесткие и практичные технические регламенты, корректировать налоговое законодательство, — перечисляет он.
Это работа не на один год.
То есть нам ещё несколько лет жить в торгашесокм беспределе? А вообще, что депутаты раньше думали7 Не нужна была продовольственная безопасность?