По данным Росстата, в сентябре в России наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло (на 13,5%), на пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог различной жирности (на 7,4-7,5%). Однако по информации из отдельных регионов, там рост цен на продукты был более значительным.
Согласно данным опроса, проведенному фондом «Общественное мнение», в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России, молоко и молочные продукты — одна из основных составляющих рациона россиян, передает ИТАР-ТАСС. В подавляющем большинстве семей (88%) молочные продукты едят, по крайней мере, 1 раз в неделю — причем, как правило, эти продукты присутствуют на столе либо каждый день (так говорит каждый второй из опрошенных — 50%), либо хотя бы 3-4 раза в неделю (об этом говорит каждый пятый — 21%). Реже молочные продукты потребляют немногие — всего 8% опрошенных, еще 4% утверждают, что в их семье молочные продукты не едят вовсе.
Любопытно, что в столице и мегаполисах люди потребляют молочные продукты чаще, чем в селах. Так, среди сельских жителей только половина (50%) сообщили, что в их семье молочные продукты входят в ежедневный рацион, тогда как среди опрошенных жителей мегаполисов эта доля составила без малого две трети (60%), а среди жителей Москвы — три четверти (76%).
Участников опроса спросили, растут ли, по их наблюдениям, в последние месяц-два цены на молочные продукты. Большинство респондентов (72% по выборке) утверждают, что там, где они живут, цены на молочные продукты действительно выросли, причем 4 из каждых 5 (59% по выборке) говорят, что выросли существенно (и клиенты частных продавцов говорят об этом даже несколько чаще покупающих молочные продукты в магазинах — 69% против 62%). Только 6% опрошенных заявили, что там, где они живут, цены на молочные продукты остались на прежнем уровне.
Респонденты, в чьих семьях едят молочные продукты (29% по выборке в целом), заявили, что вынуждены ограничивать себя в их потреблении; большинство из этой группы опрошенных (22% по выборке) утверждают, что поступают так из экономии, на иные соображения ссылаются 5%.
Тех респондентов, кто заметил рост цен на молочные продукты, спросили, почему, на их взгляд, это происходит. Как правило, участники опроса связывали рост цен либо с общим повышением стоимости жизни, либо со специфической ситуацией в российском животноводстве.
Так, 16% опрошенных сказали, что цены на молочные продукты растут потому, что нет государственного контроля над ценами и дорожает все: «жизнь дорожает», «без основания — инфляция, наверное», «все подорожало в сентябре, значительно, молочные продукты в том числе», «государство не контролирует цены», «в связи с увеличением цен на хлеб». 8% упомянули повышение цен на нефть, газ, бензин, ГСМ, 4% считают повышение цен на молочные продукты следствием повышения зарплат и пенсий.
С увеличением затрат на содержание скота рост цен на молочные продукты связывают 11% опрошенных (в частности, говорилось о повышении стоимости кормов, цен на электроэнергию, об увеличении транспортных расходов, арендной платы и в целом себестоимости продукции). Еще 7% говорят об общем упадке животноводства — уменьшении поголовья скота, снижении объемов производства молока, уменьшении числа ферм и колхозов, а 6% — о развале российского сельского хозяйства в целом.
Кроме того, некоторые усматривают причину повышения цен на молочные продукты в том, что слишком длинна цепочка посредников между производителем и покупателем: «идет большая перекупка продуктов», «много посредников, пока продукты придут к прилавку», «за рубль купят, за десять продадут» (2% по выборке).
А некоторые — в ценовой политике, проводимой самими производителями: «выгодно производителю повышать цены», «это все зависит от владельца молочных продуктов» (1%), или продавцами: «растут в магазине, а закупочные у нас по-прежнему 6,5 руб/л», «сами хозяева магазинов добавляют цены на молоко, как им вздумается» (1%).
Российские ведомства готовят меры по ограничению роста цен на продукты питания, эксперты предостерегают от применения нерыночных мер, сообщает РИА «Новости». Представители ведомств рассказали, какие меры планируется принять. Среди них меры тарифного регулирования, борьба с локальными монополиями на региональных рынках и поддержка отечественного производителя.
Так, МЭРТ уже направило на согласование в другие министерства проект постановления о снижении ввозных пошлин на молочные продукты и сыры. Действующая пошлина в 15,0% может быть снижена до 5,0%.
Замглавы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин рассказал журналистам, что его ведомство оперативно проверит рынки, где отмечен рост цен. Он напомнил, что в настоящее время подготовлены поправки в закон о торговле, предполагающие изменение планки доминирования для торговых организаций на рынке с 35,0% до 20,0%. Предлагается снизить порог и для коллективного доминирования.
По словам А. Голомолзина, поправки, подготовленные ФАС и Минэкономразвития с участием Минсельхоза, в скором времени будут направлены на согласование в заинтересованные ведомства. «У нас этот документ на выходе, готов для согласования с ведомствами», — сказал замглавы ФАС.
О том, что правительство примет все необходимые меры для ограничения роста цен на продовольствие, заявил и глава Минсельхоза РФ Алексей Гордеев: «У правительства есть определенный набор инструментов и такие меры будем принимать».
В первую очередь, по словам А. Гордеева, необходимо принять меры таможенно-тарифного регулирования и увеличить собственное производство продуктов питания. При этом министр отмечает, что тенденция повышения цен на продовольствие и, прежде всего, на зерно, хлебопродукты, молочную группу товаров и растительное масло, отмечается по всему миру. «Это мировая тенденция, причины известны, мы сегодня имеем четкий анализ этих факторов», — добавил министр. По его словам, резкое увеличение цен на молочные продукты и подсолнечное масло обусловлены рядом причин, в числе которых очевидная мировая тенденция нарастания напряжения с продовольственным обеспечением.
Так, спрос на продовольствие, считает он, будет расти за счет повышения благосостояния населения Китая, Индии и Вьетнама. «По прогнозам зарубежных научных центров, в ближайшие годы населения Индокитая прирастет на 800 млн человек, относящихся к среднему классу», — добавил он.
Кроме того, констатировал А. Гордеев, в настоящее время в странах ЕС и США растут объемы производства биотоплива, конкурирующего с традиционными видами горюче-смазочных материалов. «США перерабатывает довольно большие объемы кукурузы для этих целей, Европа — рапса», — сказал министр.
Одной из причин роста цен, по словам министра, также является «глобальное изменение климата, которое влияет на страны-доноры продовольствия, как пример — засуха в Австралии». Ряд стран, продолжал он, снижает дотации, «Евросоюз снизил субсидии на экспорт сухого молока и сливочного масла, что спровоцировало повышение цен на группу молочных товаров. В этом контексте, — уверен глава Минсельхоза, — роль сельского хозяйства России в ближайшие годы будет переоценена, по своей привлекательности российский АПК станет не менее интересен для инвесторов, чем нефтяная и газовая отрасли».
А. Гордеев считает, что в первую очередь необходимо «увеличить производство своих продуктов с тем, чтобы мы меньше зависели от импорта». По его словам, на сегодняшний день по мясной группе продуктов Россия зависит от импорта на 40,0%, по молочной группе — на 25,0%. «Это, конечно, впрямую всегда отражается на внутреннем рынке в случае увеличения цен на мировых рынках», — подчеркнул министр.
Неоправданный рост цен на продукты питания «по каким-либо конъюнктурным причинам должен компенсироваться различными способами за счет бюджета». Как отмечает ПРАЙМ-ТАСС, такое мнение высказал на пресс-конференции Алексей Гордеев. Отметив, что «повышение цен на продовольствие в первую очередь бьет по бедным слоям населения», глава Минсельхоза подчеркнул, что «государство в этой связи должно иметь социальные программы, которые приняты в развитых странах, в том числе в США, по урегулированию данной проблемы. При этом А. Гордеев добавил, что, к примеру, незащищенные слои населения в России до 60% своих доходов тратят на продукты питании. «Государство обязано обеспечить физическую и экономическую доступность населения к продовольствию в любом месте и в любое время», — заявил министр.
А председатель Совета Федерации Сергей Миронов считает необходимым ввести государственный контроль за ценами на 22 вида продуктов первой необходимости в России. «Правительство должно контролировать цены на те продукты, которыми все, в том числе и пенсионеры, пользуются ежедневно», — подчеркнул он.
Вместе с тем С. Миронов выступил против снятия ограничений на импорт продукции из других стран, в том числе «отмены запрета импорта мясомолочной продукции из Украины». По его словам, «необходимо субсидировать собственное сельское хозяйство». Глава СФ напомнил, что «правительственные расходы на развитие АПК в десятки раз меньше по сравнению с Европой».
Фракция «Единая Россия» предложила принять федеральный закон «О продовольственной безопасности в РФ», который обеспечит благоприятные условия для отечественного сельхозпроизводителя. Парламентарии считают необходимым вместе с правительством обсудить комплекс мер для стабилизации цен на основные продукты питания.
В то же время последовательные сторонники рыночной экономики предостерегают от грубого вмешательства в ценообразование.
«Искусственно регулировать эти цены нецелесообразно, поскольку придет дефицит продуктов, это приведет к очередям и в дальнейшем к тому же самому — росту цен», — заявил начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович. «Но меры, которые увеличивают предложения на рынке и не создадут искусственных издержек, в том числе по налогам и по пошлинам, такие меры можно принять и предотвратить быстрый рост цен», — добавил он.
По словам А. Дворковича, процесс роста цен в настоящее время наблюдается не только в России, но и во всем мире. «Сегодня меняется государственная политика в сельском хозяйстве во многих странах мира, и в Европе, в частности, сокращаются субсидии, сокращаются защитные меры, растет спрос на продукты питания, в том числе в таких странах, как Китай и Индия, и это влечет за собой рост цен», — пояснил эксперт.
Вместе с тем, по мнению А. Дворковича, мировые тенденции не должны означать того, что в России цены должны расти так же быстро, как и в других странах. Именно поэтому власти страны предпринимают необходимые меры, отметил он.
Научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики Евгений Ясин также выступает против нерыночных мер по ограничению экспорта и импорта. Лучшим способом удержания цен он считает товарные интервенции и стерилизацию избыточной денежной массы. Он призвал чиновников не поднимать панику и не предпринимать радикальных мер. «Вернуть все назад не получится», — отметил Е. Ясин. Разумнее в этом случае помогать пенсионерам и бюджетникам, повышать зарплаты и пенсии, считает эксперт.
Конечно, меры по поддержке малоимущих — это единственное, что можно сделать быстро, чтобы смягчить для населения шок от резкого подорожания продуктов. В сибирском регионе такая практика уже начата.
Страшного и постыдного в таком шаге ничего нет. Ведь не стыдятся же США, богатая страна того, что почти пятая часть населения регулярно обналичивает в магазинах свои продовольственные талоны.
Но ведь, по сути, — это паллиатив.
Если говорить серьезно о предотвращении в дальнейшем таких резких ценовых скачков, государство, наконец, должно признать, что проблема межотраслевых стоимостных балансов сама собою только рынком не решается. И что надо выстраивать специальные механизмы межотраслевого регулирования. Необходимо привлекать к процессу организации профессионалов и предпринимателей из различных отраслей.
Аграрники об этом твердят уже больше десятка лет. Но прежний глава Минэкономразвития и торговли Герман Греф последовательно, намеренно и систематически отвергал даже самое идею государственного участия в регулировании продовольственных рынков.
Экономисты-аграрники с пеной у рта пытались доказать, что нигде в мире цены на еду для населения на рыночный самотек не пускают, громко предупреждали, что неумеренный и не уравновешенный рост цен на электроэнергию и энергоносители неизбежно приведет к резкому подорожанию продуктов питания. Но главный макроэкономист не допускал этих известных специалистов до своего кабинета, а, заслышав выражение «ценовой диспаритет», прекращал разговор даже с руководителями отрасли.
И что же?
Сегодня господин Греф в отставке, а его персональные ошибки и грехи придется замаливать новому правительству.
Правда, платить за них и в самом прямом смысле этого слова расплачиваться из собственного кошелька придется все же простому россиянину. Так что можно сказать, что «прощальная гастроль» макроэкономисту вполне удалась. Помнить, точнее — поминать его в народе будут долго?



Мавр сделал свое дело — кирпич на газ, руль вправо, кувырок влево. Интересно, во сколько нашим непримиримым друзьям такой фортель обошелся? Но если бы ответственный за отечественный АПК Минсельхоз не потакал «злодею», а заблаговременно настучал с чувством глубочайшей ответственности кирпичем по балде — не было бы и греха. Нашим аграрным чиновникам доказывать «очевидное — невероятное» тоже неблагодарное дело. А уровень недосягаемой невменяемости куда выше, чем у МЭРТа — это я из собственной практики. При таком раскладе может оказаться, что хрен редьки не слаще. Всегда с интересом читаю ваши статьи, уважаемый AgroNews, но на этот раз что-то не приглянулось — похоже на переведение стрелок вслед уходящему поезду. С сожалением, Скептик
Уважаемый Владимир Решетняк, спасибо за вашу реплику. Если вы считаете, что ваши СУПЕР проекты по проведению за гос. счет конференций «имени Владимира Решетняка» являются приоритетным нац. проектом, то, к сожалению это только ваше неправильное мнение.
Наверно приоритетными можно назвать проекты связанные с новыми технологиями. Как те же заводы по получению биотоплива и т.п. для автономного энергообеспечения. Вообшще тема достойная внимания.
Модерам: хотелось бы узнать существует ли возможность размещать заголовки/ссылки новостей с вашего сайта на своем? Было бы хорошо иметь такую возможность.