За почти сто семьдесят лет существования в России аграрного ведомства его возглавляли тридцать восемь человек. Меньше, чем было в США президентов страны.
Кто-то служил подолгу, кто — несколько месяцев. Завтра исполняется ровно семь лет работы на этом посту ныне действующего министра сельского хозяйства РФ. Дольше него в этой должности в современной России не работал никто.
?Когда 19 августа 1999 года по представлению нового Председателя Правительства Российской Федерации Владимира Путина министром сельского хозяйства и вице-премьером кабинета по аграрным вопросам был назначен бывший первый заместитель главы Минсельхоза Алексей Гордеев, консервативная часть сельскохозяйственной тусовки в особом восторге, мягко говоря, не была. «Вечно вчерашние» сразу поняли, что надеяться на возврат к прежним порядкам всеобщей безответственности и бесцельного разбазаривания средств не стоит. За пару лет государевой службы в штабе отрасли молодой чиновник ясно дал понять, что как экономист и хозяйственник он прекрасно знает цену не только каждой неденоминированной тысяче, но и каждому рублю. Вместе с тем его отличал реализм и приверженность к конкретным делам, в отличие от упования «на рынок», которым прославились иные «ура-либеральные» экономисты.
Что же до различных «серых» и «благодарственных» схем, к которым в те годы приучили всю страну, то в среде «толкачей» из российских регионов, осаждавших по советской привычке Минсельхоз просьбами о бюджетном вспомоществовании, довольно скоро стало известно: с такими «вкусными» предложениями лучше на Орликов переулок (официальный адрес Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) не обращаться?
Впрочем, эти детали оставим будущим биографам действующего министра. Гораздо любопытнее попытаться оценить, какие из тогдашних идей российского руководства, — а здесь надо точно понимать, что ни один наш министр не волен действовать без согласия Председателя Правительства и Президента страны, — были восприняты и реализованы на практике.
Суммируя данные разных источников, содержание статей, научных работ, публичные выступления и личные наблюдения, можно сказать, что для устойчивого снабжения граждан страны собственным продовольствием молодой министр считал необходимым в качестве первоочередных решить такие проблемы:
— установить нормальные ценовые соотношения между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, создать эффективную рыночную инфраструктуру, в которой государству отводится регулирующая роль в виде системы товарных и закупочных интервенций;
— наладить эффективную внешнюю торговлю продовольствием, предусмотрев при этом защитные меры для импорта производимых внутри страны товаров и поощрения выхода российской продукции на зарубежные рынки;
— организовать финансовое оздоровление предприятий, снять с них пени и штрафы, образовавшиеся за годы несуразно высоких кредитных ставок; создать сельскую кредитно-финансовую систему;
— принять Земельный Кодекс;
— добиться перевооружения и модернизации отечественного АПКОП.
Конечно, этим список задач не ограничивался. Алексей Гордеев всегда говорил, например, об устойчивом развитии сельских территорий, становлении реальной многоукладности в аграрной сфере, необходимости налаживания надежного и прозрачного управления рыбохозяйственным комплексом, — словом, практически обо всех «болевых точках» отечественного АПКОП. Однако внимательный наблюдатель может заметить, пожалуй, самую главную деталь этих планов и предложений.
Системность, комплексность и реалистичность.
Конечно, решить проблему, например, ценовых несоответствий между АПК и другими отраслями за короткий срок невозможно. В развитых аграрных державах этим занимаются не менее двух столетий, и то не считают достигнутые межотраслевые ценовые балансы идеальными. В российских же переходных условиях подход к решению, — именно только подход, — найден в форме частичной бюджетной компенсации вздорожания ГСМ, которая уже второй год закладывается в главный финансовый документ России.
Любой аграрник скажет, мол, «маловата кольчужка», в других странах субсидии на порядок выше. Но ведь раньше-то об этом и говорить всерьез не приходилось.
Товарные и закупочные интервенции уже становятся привычной реальностью зернового российского рынка. При всей критике формы, сроков проведения никто не может сказать, что свою роль установления ценовых уровней на произведенное зерно они не выполняют.
Финансы всегда были болевой точкой для нашего АПКОП. Особенно остро проблема отсутствия не только средств для развития и технического перевооружения, но и минимальных сумм для проведения сезонных работ встала перед большинством хозяйств как раз в канун дефолта 1998 года. Банковские счета были заблокированы практически у трех четвертей всех хозяйств. Поэтому «пробитое» Минсельхозом в Правительстве Постановление о? финансовом оздоровлении дало реальный шанс на спасение двадцати пяти тысячам из них.
Помимо этого, скажем, тактического решения вопроса нельзя не вспомнить о воссоздании в России государственного сельскохозяйственного банка, который стал основой надежной аграрной кредитной системы.
Функции же государственного агента по техническому перевооружению отрасли возложены на «Росагролизинг», созданный также в описываемые в этом очерке годы.
Если говорить о внешней продовольственной торговле, нельзя забывать, что все проистекает не в каких-то идеальных теоретических условиях, а в реальной жизни. И жизнь наша такова, что здоровому лоббизму отечественных производителей противостоят многомиллиардные интересы импортеров продовольствия. А уж их-то возможности, понятно, много круче, чем крестьянские.
Так что на этом фоне установление системы импортных квот и пошлин на мясо, некоторые виды молочных продуктов, сыры, становятся чуть ли не геракловыми подвигами. Ну, а, если вспомнить, что от советского сорокамиллионнотого ввоза зерна и гуманитарных его поставок в Россию в середине 90-х мы дошли до положения солидного зернового экспортера и активного участника международной торговли ячменем и пшеницей, можно только подивиться обоснованности и солидности инициаторов аграрной модернизации.
Знатоки деревенской жизни, особенно представители «старой школы» наверняка найдут в приведенных фактах повод для резкой критики. Они совершенно обоснованно вспомнят и о крайне низком жизненном уровне селян, необустроенности и социальной отсталости российской деревни. Скажут и о том, что половина хозяйств или банкроты, или стоят на грани разорения.
И все это — тоже правда.
Однако, даже всей душой болея за тяжелое положение нашей деревни, было бы полной нелепицей отрицать, что примеров успешного аграрного развития становится все больше. Для современных хозяев, — будь то агрохолдинг, удачливый фермер или кооператор, — европейские надои и урожаи становятся обычным делом. В ряде регионов сельская жизнь начинает постепенно улучшаться. Особенно там, где руководители уделяют внимание деревенской среде, а сами крестьяне не сидят, сложа руки.
Да и государство в последние годы все больше начинает осознавать важность развития деревенской глубинки, что нашло отражение в приоритетном национальном проекте «Развитие АПК».
Кстати, о проекте.
Всерьез полагать, что за четыре года его реализации отечественная сельскохозяйственная отрасль будет полностью выведена из прорыва, было бы полной глупостью. Слишком велики копившиеся столетиями проблемы, короток срок и невелики государственные возможности. Кстати, если обратить внимание на контрольные цифры, это становится понятным любому серьезному человеку, а не только экономисту.
Но для наиболее активной части сельского населения дан неплохой шанс, и надо только суметь им воспользоваться. Причем в данном проекте, основная цель которого, скорее всего, состоит в том, чтобы выработать контуры будущей государственной политики и наработать механизмы ее реализации, находят место не только, крупные образования. Половина средств отводится на то, чтобы дать доступ к дешевым кредитам владельцам подворий и фермерам.
И очереди за такими кредитами в районные отделения «Россельхозбанка» — лучшее подтверждение разумности этой идеи.
? В коротком комментарии сложно дать полный детальный анализ деревенского развития за последние семь лет. Однако один вывод, по-моему, неоспорим.
Руководство страны обратило внимание на проблемы села и стало уделять их решению некоторые силы. И уже есть некоторые результаты.
В российской глубинке постепенно начинается движение. Не везде одинаково. Не всегда так, как хотелось бы. Но, в основном, люди начинает всерьез осознавать, что возврата к прежнему уже точно не будет, как не может быть и колбасы по два двадцать. А, коль так, то надо не только выживать, но и учиться жить.
Пока далеко не все видят и понимают, — какоп. Но, наверное, это уже другая история.
И еще.
Вполне вероятно, что в допутинские времена ничего конкретного для поддержки, а уж тем более — для конструктивного реформирования АПК предпринять было невозможно, — увы, так исторически сложилась политическая и финансово-экономическая конъюнктура. Так что прежние руководители отрасли не должны усматривать в данных заметках некую подспудную критику. Но в новые времена на месте руководителя аграрного штаба страны оказался именно Алексей Гордеев.
И к его чести, и на радость многим аграрникам он своего шанса не упустил.
Ну, и, конечно, в выигрыше от этого оказывается важнейшая сторона — российский потребитель.
В первые постсоветские голодные годы ему, в общем-то, было не очень важно, откуда на прилавки попадали куриные окорочка или йогурты. Сегодня, когда доля отечественной курятины, свинины на рынке повышается, явственно проступает массовое предпочтение российскому продукту, — был бы товар по цене приемлем. Так что теоретические, казалось бы, рассуждения об основах аграрной политики и методах ее реализации прямо касаются всех нас.
Фото автора и из архива «Крестьянских ведомостей»
Много недостатков у национального проекта «Развитие АПК» и много претензий к его исполнению. Но нацпроект нужно расценивать как первый шаг «в хаос», не сделав который, правительство вообще бы не смогло понять в какой ситуации находится АПК. Главное, что этот шаг сделан и шаг не робкий, а дальше нельзя терять конструктивного диалога сторон и вместе исправлять недостатки.
Расцениваю как рекламный ролик перед выборами и «успехи в аграрном секторе»никак нельзя связывать с работой Министерства
Я работаю на земле фермером 15лет и скаждым годом работать тяжелее из-за бюракратической
«бумаго-творческой»работы,взять любые вопросы
по субсидированию,кредитованию,налоговой отчетности неговоря уже о ценовой «вилке» на продукцию села и города
Расцениваю как «Заказной материал Гордееве
Очередной подлизаж. Постыдились бы.
Думается к концу года станет окончательно понятно как большая часть средств нацпроекта разошлась по своим и попросту «распилена», что обещаных дотаций процентных ставок не было и нет а вместо мега ферм торчат колышки в чистом поле.
Тогда возможно перечтет автор свою статейку и возможно пристыдится.
Редакции сайта: У Вас не информационный ресурс, а «Советская Россия» 60-ых, Ни одного острого или хотя бы полемического материала за все время. Не было и нет работающего минсельхоза и при таких руководителях не будет!!!